Интеллектуальный концептуальный марафон, посвященный выставкам "Илья и Эмилия Кабаковы В будущее возьмут не всех" и "Арте повера. Творческий прорыв".
Между двумя выставками, представленными сейчас в Эрмитаже, при всех их различиях, есть много общего, прежде всего, московский романтический концептуализм и итальянское «бедное искусство» зародились в конце 1960-х-начале 1970-х годов и концептуально связаны с масштабным творческими обновлениями, охватившими мировую культуру после революционных событий мая 1968 года, которым в этом году исполняется 50 лет. Именно эта дата станет ключевой точкой, объединяющей в себе разнообразные аспекты культурного наследия того времени и их восприятия сегодня, которые будут обсуждаться в рамках марафона.
Май 1968 и философские и социально-политические идеи, подготовившие для него почву, дали мощнейший толчок к развитию новых форм и концепций в европейской культуре, за которым последовал долгий период рефлексии, переосмысления идеи революции и ее критики. В России существует особое восприятие истории 1968 года, ориентированное прежде всего на политическую ситуацию: углубление конфронтации СССР со странами Запада и усиление идеологического давления на общество внутри, что не могло не повлиять на развитие языка нонконформистского искусства и андерграунда. Все эти параллели и пересечения, социально-культурные связи и философские идеи будут обсуждаться в ходе эрмитажного марафона.
"Без названия" – отсылка к традиции концептуальных наименований произведений во второй половине XX века.