7 октября в рамках XX международного фестиваля EARLYMUSIC состоится концерт ансамбля "Mala Punica".
Ансамбль Mala Punica основан в 1987 году аргентинским флейтистом Педро Мемельсдорфом, базируется в Болонье, специализируется на музыке эпохи Треченто и стиля Ars Subtilior. Ансамбль получил международное признание после выхода альбома Missa Cantilena в 1997 году. Mala Punica дважды выступала на фестивале EARLYMUSIC с программами из музыки позднего итальянского средневековья (в 2005 и 2015 годах). Представление легендарного альбома-монографии, сделавшего ансамблю имя и принесшего ему множество престижнейших наград, - это лучший подарок к юбилею петербургского фестиваля.
Travestimenti – использование светской вокальной музыки в церкви. Программа Missa Cantilena основана на двух полифонических мессах, написанных двумя самыми плодовитыми итальянскими композиторами рубежа XIV-XV веков - Маттео да Перуджа и Антонио Закара да Терамо. В их литургической музыке, как и в нескольких произведениях анонимных композиторов, особенно явственны цитаты из светских песен, cantilenae. Широко известная женская лирика - песни Rosetta, Lucia, Cialamella - добавляла к религиозному содержанию скрытые аллегорические смыслы. Точно так же портреты придворных появлялись в духовной живописи той поры.
Большинство источников содержатся в единственной рукописи - MS Modena A (ModA). Это собрание вокальных опусов в стиле Ars subtilior и отдельных частей месс. Создание манускрипта связывают с фигурой антипапы Александра V, знаменитого мецената и любителя музыки, покровителя Маттео да Перуджа. Рукопись предположительно была закончена в Болонье или ее окрестностях в 1420-х годах, однако вероятно, что записанные в ней сочинения исполнялись в Милане и Ломбардии двумя-тремя десятилетиями ранее.
Ансамбль Mala Punica сочетает вокальные голоса с инструментами. Хотя исторические источники молчат о возможности такой комбинации, коллектив вполне полагается на то, что следует из самой музыки. В манускрипте Modena A, в частности, музыкальные различия между подтекстованными и не подтекстованными произведениями (или частями произведений) весьма наглядны.
Ансамбль придерживается строя Ля=520 Гц. Высокий строй придает особый блеск звучанию верхних голосов с их орнаментацией в духе «пламенеющей Готики» - возможно, самой замысловатой и таинственной во всей истории итальянской полифонии.
Исполнители:
Художественный руководитель и дирижер – Педро Мемельсдорф (Pedro Memelsdorff)
Барбара Заникелли (Barbara Zanichelli), Федерика Наполетани (Federica Napoletani) - сопрано
Маркета Цукрова (Markéta Cukrová) - меццосопрано
Рафаэле Джордани (Raffaele Giordani), Риккардо Пизани (Riccardo Pisani) - тенора
Хелена Земанова (Helena Zemanová), Хосе Манэль Наварро (José Manuel Navarro) - фидели (Vielle)
Пабло Корнфельд (Pablo Kornfeld) - клавишные
Педро Мемельсдорф (Pedro Memelsdorff) - продольная флейта
Программа MISSA CANTILENA
Anon. Kyrie [Rondello] (Pan26)
Matteo da Perugia Gloria [Rosetta] (ModA)
Gloria [En attendant] (ModA)
Antonio Zacara da Teramo Gloria Fior gentile (Q15)
Instrumental interlude on Hallelujah 'Deus manifeste'
Antiph. Mediolan., IV
Matteo da Perugia Credo (ModA)
Antonio Zacara da Teramo Credo 'Du Vilage' (Q15)
Instrumental interlude on Non al suo amante (Fa117)
Anon. Sanctus (Bov, Pad1283)
Sanctus (Vat1419)
Sanctus (Gua)
Matteo da Perugia Ave sancta mundi / Agnus Dei (ModA)
Anon. Benedicamus Domino (Ox229)