Концерт органной музыки
«Возвращение к истокам»
И.С. Бах, Ф. Мендельсон-Бартольди, М. Старокадомский, М. Дюрюфле
В сезоне 2021/22 года Органный класс Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова отмечает своё 40-летие. Он начал свою работу благодаря инициативе органистов Юрия Семёнова и Олега Безгубова. За прошедшие десятилетия в Органном классе учились многочисленные музыканты, связавшие впоследствии свою жизнь с этим замечательным инструментом. Они успешно работают в России и за рубежом. Это концертирующие и церковные органисты, преподаватели органа в различных учебных заведениях.
В цикле юбилейных концертов «ALMA MATER», посвящённом знаменательному событию, примут участие педагоги Музыкального училища, выпускники разных лет и студенты.
Концерт петербургской органистки Аллы Морозовой откроет торжественная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор И.С. Баха, её принято связывать с образами Святой Троицы. Сочинение образует арочную конструкцию, обрамляющую третью часть «Клавирных упражнений», которую ещё называют «Органной мессой». Также прозвучат три больших хоральных обработки из этого цикла.
Ф. Мендельсон в течение всей жизни пропагандировал творчество Баха. Он был одним из первых исполнителей, познакомивших французскую (Париж, 1825) и английскую (Лондон, 1829) публику с сочинениями великого композитора. Особой заслугой Мендельсона в популяризации баховских органных опусов стала издательская деятельность. В своём творчестве композитор использовал богатый опыт немецкой органной традиции, привнося в него лирико-романтические черты. Органные сонаты Мендельсона – это своеобразная «антология» барочных жанров и форм. Свидетельством тесной связи композитора с немецкими музыкальными корнями, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестанскому хоралу. Будет исполнена Соната № 3 ля мажор.
Пассакалия М. Старокадомского была создана для конкурса композиторов, объявленного в 1933 году и не состоявшегося по политическим причинам. Конкурс должен был проводиться анонимно, и Старокадомский выставил своё сочинение под псевдонимом «Круг». Много позже, в 1965 году, Пассакалия была издана в сборнике «Советская органная музыка» под редакцией И.А. Браудо, где её опубликовали под символичным названием «Круг».
М. Дюрюфле - французский композитор и органист, один из выдающихся представителей основанной С. Франком и Ш.-М. Видором французской романтической органной школы.
В его произведениях ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала. Прелюдию и фугу на тему ALAIN, завершающую концертную программу, Дюрюфле посвятил французскому композитору Ж. Алену. Темы Прелюдии и фуги основаны на зашифрованной «музыкальным алфавитом» фамилии «Ален», которая буквальным образом «звучит» в произведении.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552
Три хоральные обработки из третьей части «Клавирных упражнений»:
«Christ, unser Herr, zum Jordan kam» («Христос, наш Господь, пришёл к Иордану»),
BWV 684
«Wir glauben all an einen Gott» («Мы верим в единого Бога»), BWV 680
«Jesus Christus, unser Heiland» («Иисус Христос, наш Спаситель»), BWV 688
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната № 3 ля мажор, ор. 65:
Con moto maestoso - Andante tranquillo
Михаил Старокадомский (1901-1954)
Пассакалия «Круг»
Морис Дюрюфле (1902-1986)
Прелюдия и фуга на тему ALAIN, ор. 7