Два шедевра австрийской музыки XX века Заслуженный коллектив России исполнит под управлением народного артиста России Николая Алексеева, солист – Сергей Догадин, блестящий молодой музыкант, недавно ставший победителем Международного конкурса скрипачей в Сингапуре.
Крепко связанные с великой музыкальной традицией прошлого, оба вошедшие в программу сочинения воплощают дух нового века – смятенный, надломленный, одержимый предчувствием катастроф.
Знаменитая Пятая симфония – начало нового этапа в творчестве Малера: он отказывается от программных заголовков и попыток объяснить свой замысел, изъясняясь исключительно языком звуков. В центре воплощенного в музыке конфликта – враждебный мир и героически преодолевающий его сопротивление человек. Отношения, характерные и для предшествующего столетия, здесь воплощены с особой остротой и экспрессией. Существуют мнения о том, что знаменитое Адажиетто – лирический центр композиции – стало объяснением в любви Альме Малер, недавно ставшей супругой композитора.
С судьбой и образом этой женщины связан и Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга: один из самых радикальных представителей знаменитой нововенской школы, он посвятил партитуру памяти 18-летней Манон Гропиус, дочери Альмы от второго брака. В последнем своем завершенном сочинении автор, по оценкам исследователей, стремится примирить радикальную додекафонную технику с отрицаемой ею тональностью: при всей смелости музыкального языка его связь с немецко-австрийской музыкальной традицией проявляется и в возникающих аллюзиях на ритмы лендлера и вальса, и в цитировании хорала Баха, сообщающего музыке поистине космическое измерение.