Камерный оркестр "Дивертисмент" приглашает слушателей на одну из самых изысканных программ своего абонемента. Сочетание включенных в нее сочинений настраивает на лад культурологических интерпретаций, очень уж многомерными и глубокими представляются протянувшиеся между ними связи.
Интересное совпадение (а, может быть, следствие какого-то общего их свойства) заключается в том, что каждая из партитур стала основой для хореографического высказывания. «Аполлон Мусагет» Джорджа Баланчина (1927) переосмыслил саму идею «белого балета» в реалиях XX века; на музыку «Базельского» концерта Джером Роббинс поставил «Клетку» (1951), «Русские сезоны» силами легендарного баланчинского New York City Ballet в 2006 году воплотил Алексей Ратманский.
Важно помнить, что «Аполлон Мусагет» стал одним из ключевых сочинений неоклассицизма, к нему же относят и «Базельский» концерт. В новой, рассыпающейся на множество стилей звуковой реальности XX века, это направление отличала апелляция к моделям классицизма и барокко.
«Русские сезоны» же выстраивают еще более причудливую оптику: они как будто играют со стилями, каждый из которых – уже отстранение и игра. Леонид Десятников говорил о столкновении и своеобразном «конфликте интересов», заключенных в этой музыке: с одной стороны – положенный в ее основу фольклорный материал, с другой – формы вивальдиевских концертов и элегантная «европейскость», предполагаемая в манере исполнения. Иными словами, предпринятая в этой партитуре попытка «национального самоопределения» как будто сталкивает генеральные идеи двух великих балетов Стравинского – «Весны священной» и «Аполлона». Каждый из них в свое время стал манифестом нового стиля, ключевую роль в возникновении каждого сыграли легендарные дягилевские «Русские сезоны».