Алексей Лепорк расскажет о том, что нужно, чтобы стать хорошим архитектором.
Общее название трех лекций Алексея Лепорка может показаться кому-то наглым: как смеет неархитектор даже пытаться рассуждать о том, что нужно, чтобы стать хорошим архитектором. Но тому есть простое оправдание — архитектура, к сожалению или к счастью, не существует для себя самой, и в отличие от живописи, скульптуры или графики не может возникать по воле одного лишь автора. Ей всегда требуется заказчик — индивидуальный или коллективный.
Неутомимый глаз
Очевидно, что только бесконечно пытливое отношение к миру и к архитектуре может развить достойного творца. Любое самоограничение (имеются в виду временные, стилистические или прочие рамки) может только сузить знания. Искать везде и всюду — одно из главных кредо архитектора. С другой стороны, основа основ — это классическая архитектура, без нее невозможно никакое развитие чувства пропорции. Классический строй архитектуры, выросший из культивирования соотношений человеческого тела, остается базисной предпосылкой. Это тем более актуально в наше время с его характерной зацикленностью на фитнесе и поглощенностью телесностью.
Жизнь с ЛЕГО
Нет никакого сомнения в том, что инженерные открытия XIX—XX веков послужили колоссальным катализатором развития архитектуры и подтолкнули ее к массе самых радикальных открытий. Даже те зодчие, что перекладывали техническое воплощение на инженеров-конструкторов, исходили из базисной возможности таких решений. И все же архитектору стоит постоянно конструировать, хотя бы в голове, и задаваться вопросами: что, как и почему возможно сделать, а также предлагать новые ходы. Вопрос далеко не всегда содержит в себе ответ, но одного без другого не бывает. И даже органическая форма — это тот же вопрос, только на другом уровне.
Материал между роскошью и аскезой
Материал стал одним из главных вызовов архитектуре в конце XX — начале XXI века. Понятно, что и прежде любой профессиональный зодчий мыслил материально, понятно и то, что реальность ставила перед ним свои ограничения. Но рубеж тысячелетий породил невероятное количество материалов, их сочетаний, взаимодействий и взаимопроникновений. Без них сотни современных шедевров не имели бы шанса возникнуть. И потому ощупывающий взгляд, тактильное чувство в сочетании с бесконечной пытливостью, гармоническим строем и безудержной фантазией инженера — главные импульсы к рождению архитектуры.