Две лекции Алексея Гусева о кино.
15 марта - Итальянское кино 1910-х годов: Пламя и мрамор
Для мировой киноаудитории 1910-х годов словосочетание "итальянский фильм" означало то же, что для нынешней — "голливудский": зрелищность, помпезность, размах, массовки, спецэффекты. Самая прибыльная киноиндустрия эпохи возникла из небытия, за считанные годы взлетела в мировые лидеры — чтобы еще несколько лет спустя явить самый поразительный за всю историю кино пример сокрушительного краха.
После лекции будет показан один из последних великих итальянских фильмов немой эпохи "Каина, или Остров и континент" (Дженнаро Ригелли, 1922).
22 марта - Итальянское кино 1930-х годов: Белые эскадроны, белые телефоны.
После падения режима Муссолини неореалисты обнулили национальную кинематографию и начали ее заново; все, что было прежде, было забыто. Однако и там были свои шедевры, и свершения, и блеск мастерства, и роскошь кинематографической мысли, — в конце концов, и Росселлини, и Висконти, и Де Сика сформировались как режиссёры ещё "при режиме". Чему в кинематографе муссолиниевской эпохи наследовали неореалисты и почему они поспешили откреститься от этой преемственности?