Исследовательский проект, академическое изучение комиксов в России. Историки и искусствоведы, филологи и культурологи, психологи и философы, переводчики и педагоги, музеологи и библиотекари – все изучают комиксы. Делятся опытом, теориями и доносим до всех гуманитариев простую мысль: «Понимание комиксов – серьезное дело». В багаже – пять больших конференций, впереди – первый научный сборник. Мини-конференция в преддверии VI «Науки о комиксах» — это показ проекта в действии: комиксы – не то, чем кажутся.
Лекторы и темы докладов:
Алексей Павловский (создатель проекта «ComixStudies: Наука о комиксах»)
«Автография жизни»: автобиография в комиксах.
«Маус», «Персеполис», «Священная болезнь», «Голубые таблетки», «Одеяла» и «Веселый дом» – что нового предлагает автобиография в комиксах, чего традиционная автобиография просто не может? За последние тридцать лет автобиографии в комиксах (автографии) стали целым сегментом в мировом комикс-письме, их количество исчисляется сотнями, и с каждым годом комиксная лавина жизнеописаний становится все внушительней. В чем причина такой особой популярности? По каким законам живет любая автобиография? И самый главный вопрос – почему каждый современный человек не только может, но и заслуживает иметь свою автобиографию в комиксах?
Юлия Тарасюк (заведующая Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге)
«Совершеннолетие» русской манги»
Русские художники рисуют мангу с конца 1990-х гг. под влиянием бума интереса к японской анимации. Кто авторы русской манги, какие сюжеты берут для своих произведений? Как взаимодействует японская традиция и авторское «русское» видение и почему русская манга с таким трудом приживается и в среде отечественных любителей комиксов, и в среде непосредственно поклонников японской манги.
Марина Соломонова (заведующая сектором проектной деятельности Библиотеки Охта-LAB)
«Женское и мужское тело в супергероике»
Любимое слово критиков в обсуждении телесного в супергероике — «объективация»: и мужчины, и женщины нарисованы очень далеко от реальных физических возможностей человека. С одной стороны, мы говорим о социально-культурной проблеме «идеала», сходной с изучением феномена кукол Барби (и Кена), с другой стороны, это история телесных волшебных метаморфоз любого эпоса. Супергероика использует именно телесные метаморфозы героев (и положительных, и отрицательных) как основной конфликт – нарушение «нормы», выталкивание героя на или даже за границы общества: мутации, совмещение с животными и механизмами, уродства, травмы, грим, костюмы.