Во время триумфа сталинской культуры, когда социалистический реализм уже давно был вменен художникам в обязанность, в разгар второй Пятилетки, когда от формализма в искусстве ничего не осталось, в оцепенелом от террора Ленинграде вдруг устраивается многолюдное авангардное действие: 18 мая 1935 года происходят похороны главного модерниста страны. Для Малевича был сделан супрематический гроб, устроено супрематическое «отпевание». По своей знаковости этот ранний пример искусства перформанса вполне может быть приравнен к черному квадрату в момент его появления на художественной сцене.
Дебют супрематизма на выставке О.10 означал начало великой эпохи русского авангарда, супрематические похороны символизировали конец, в 1915 году были показаны радикально новые художественные средства (супрематическая абстракция), спустя двадцать лет искусство проявило себя не менее радикально и оригинально – тело художника стало частью произведения искусства; автор, художественный образ и реальность оказались слиты в единое целое. Рождение супрематизма в творчестве Малевича, как и выставка О.10 широко обсуждались. Тема смерти супрематизма, как и событие похорон Малевича не так изучены, но на самом деле не менее интересны и многогранны. Чей это был замысел: самого художника или кого-то другого? Был ли это действительно только конец, или, может быть, еще и начало. Каких смыслов следует искать здесь сегодня, тех же, что интересовали постсоветских исследователей или каких-то других? Цель выступления историка искусства Александра Королева – собрать как можно больше материала для ответа на эти вопросы.