Любуясь красочными полотнами великих мастеров, люди подчас не подозревают о тайных знаках, которые скрыты в этих картинах. Что же это за знаки? Почему и зачем художники оставляли эти зашифрованные послания? И как эти знаки отражались в судьбах самих живописцев?
Между изображением человека и его дальнейшей судьбой существует мистическая связь. Это доказывают истории известных художников.
Ни один жанр живописи не окружен таким ореолом мистики и тайны, как портрет. Написано немало книг, в которых рассказываются истории об оживших портретах, забирающих жизнь своего оригинала. Из уст в уста передаются страшные истории о скоропостижной смерти тех людей, которые позировали мастерам кисти. Ещё в XV столетии Корнелий Агриппа Неттесхеймский писал: "Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал".
Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина "Грачи" упала со стены.
Вскоре обе картины купил Третьяков, "Грачи прилетели" заняла место в кабинете, а "Русалок" выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.
Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.
Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились. И таких примеров множество. Можно вспомнить и роман Оскара Уайльд "Портрет Дориана Грея".
Откуда появился мистический страх перед собственным изображением?
Почему и как родился этот миф о взаимосвязи героя портрета, самого портрета и живописца. Или не миф?