Куратор: Глеб Напреенко, художественный критик, теоретик и историк искусства, ex-главный редактор интернет-журнала «Разногласия».
Один из возможных способов определить современное состояние искусства – через отрицание, через отношения с тем, чем оно не является. Искусство переопределяет собственные границы. Сегодня оно противится однозначному прочтению, что ставит под сомнение гарантированные решения и приостанавливает казавшиеся очевидными ходы. Современное искусство находится на пересечении множественных силовых линий, множества спорных территорий, спорность которых оно не может или не хочет разрешить. Лекционный курс, не претендуя на полноту, попробует очертить некоторые из таких сопредельных искусству территорий – в том числе чтобы показать неочевидность того, что мы называем искусством. Лекторами данного направления выступят художники, историки и теоретики современного искусства: Глеб Напреенко, Борис Клюшников, Александра Новоженова, Мария Силина, Дина Жук, Николай Спесивцев, Евгения Абрамова, Руфь Дженрбекова, Мария Вильковиская и другие.
28 мая, 16:00
Лекция Глеба Напреенко "Искусство как встреча. Образ как борьба"
Глеб Напреенко начинает курс лекций «На границах искусства» и расскажет об образе как территории встречи, борьбы и напряженного компромисса разных сил — будь то образы искусства, религиозного культа, политической агитации или же сновидения. Речь пойдет о теориях образа Жоржа‐Диди Юбермана, Аби Варбурга, Вальтера Беньямина, Зигмунда Фрейда и их взаимосвязях — а также о том, почему для искусства сегодня особенно важно помнить о хрупкости, необходимой для встречи разных сил и желаний внутри образа, и о том, почему это делает проблематичными попытки «нормализации» современного искусства, происходящие, в том числе, в сегодняшней России.
11 июня, 16:00
Лекция Бориса Клюшникова "К материалистической диалектике тусовки: современное искусство и субкультуры"
Постмодернистская теория субкультур обычно связывает сообщества молодежи с потреблением и досугом. Проект современного искусства всегда критически был настроен к этим категориям, хотя сегодня он сам часто описывает себя через подобные термины. Так является ли современное искусство лишь одним из объектов тусовки, или мы можем указать на отличия его произведений от фан-арта или модного рейва? Если да, то в чем они состоят — что отделяет современное искусство от популярной музыки, ярких рейвов, сериалов и фестивалей? Как художники проблематизируют феномен тусовки, вскрывая ее классовые и общественные противоречия? Борис Клюшников на примере критических выставок и работ художников Джереми Деллера, Дэна Грэма, Томаса Хиршхорна и Кодво Эшуна проанализирует различные способы взаимодействия художника с популярной культурой, позволяющие искусству критически опосредовать опыт молодежных сообществ с их визуальной культурой и кодами коммуникации. Для этого он вкратце проследит историю диалектического подхода к современному искусству в расширенном культурном поле, задействуя методы таких теоретиков, как Вальтер Беньямин, Теодор Адорно, Питер Осборн, Клер Бишоп, Дидрих Дидерихсен.