На Второй сцене Мариинского театра пройдет вечер одноактных балетов "Весна священная" и "Concerto DSCH".
Весна священная
Премьера балета в хореографии Саши Вальц – 13 мая 2013 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Продолжительность балета 40 минут
Мои основные темы – древние ритуалы, мудрость, духовное знание, а также история о матриархе. Второй важный для меня сюжет – взаимоотношения общества и природы. Я всегда долго готовлюсь к постановке, ее концепция "витает" вокруг меня, но к работе я не приступаю, пока она окончательно не оформится. В этом спектакле я хочу рассказать о взаимоотношениях человека и общества, особенно в необычных обстоятельствах – например, когда человек вынужден пожертвовать собой, чтобы общество продолжало существовать. Ритуалы очень цикличны и выражают характер природы, вселенной, звезд... Для меня это очень важно: с одной стороны – ритуал, цикличность, природа, а с другой стороны, взаимоотношения человека с группой – обществом или общиной... Работая над концепцией балета я предполагала подчеркнуть музыку, однако не хотела стать ее жертвой. Музыка настолько сильна сама по себе, что мне нужно было сохранить "независимость", автономию своего мира. Только в этом случае может получиться диалог, а не просто погоня за музыкой. В моих постановках все свободны – и исполнители, и музыка. Это две независимые формы искусства, которые не должны порабощать друг друга.
Саша Вальц
Музыка Игоря Стравинского
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Хореограф – Саша Вальц
Художник по костюмам – Бернд Cкодзиг
Художники-постановщики: Пиа Майер Шривер и Саша Вальц
Художник по свету – Тило Ройтер
Ассистенты хореографа: Хуан Круз Диаз де Гарайо Еснаола, Люк Данберри, Антонио Руз и Яэль Шнелль
Совместная постановка Sasha Waltz & Guests GmbH и Мариинского театра
Concerto DSCH
Concerto DSCH на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича – седьмая постановка Алексея Ратманского на сцене Мариинского. Сегодня в репертуаре театра три его сюжетных балета: остроумные и ироничные «Золушка» и «Конек-Горбунок» и лаконичная «Анна Каренина». Есть у труппы и опыт исполнения бессюжетной хореографии Ратманского – 15 лет назад были поставлены пронзительно эмоциональный, изысканно стильный «Средний дуэт» и тягуче чувственная «Поэма экстаза». Concerto DSCH, в котором тоже нет литературного сюжета, другой – веселый, озорной, до предела насыщенный движением. Ратманский словно боится пропустить подходящий для танца музыкальный мотив. Такая жадность до движения, концентрированность хореографического текста захватывает и артистов, и зрителей. Ратманский – бесспорный мастер бессюжетной хореографии, умеющий с виртуозной легкостью выстроить форму из череды соло, дуэтов, трио и массовых сцен и с безупречным вкусом наполнить ее поражающими воображение пластическими сочетаниями. Concerto DSCH – блестящий тому пример. Разгадывать головоломки его предельно музыкальных комбинаций оказалось задачей, увлекательной для артистов Мариинского.
Этот спектакль создан в 2008 году для New York City Ballet, и он идеален для труппы, ориентированной на инструментализм танца и ансамблевость. Более того, Ратманский называет его «портретом этой труппы». А с другой стороны, текст Concerto DSCH и стилистика его сцен наполнены отсылками к советским реалиям, которые не могут быть поняты в полной мере американскими артистами, а для русских исполнителей и зрителей несут за собой целое поле ассоциаций и вызывают живой эмоциональный отклик не только на уровне пластического содержания. Для тех, кто не знаком с советской скульптурой, не имеет представления о физкультурных парадах и излюбленных приемах советской хореографии 1920 – 50-х годов, многие высокие поддержки Ратманского останутся просто замысловатыми позами, а жесты – всего-навсего оригинальными выдумками балетмейстера. Чтобы почувствовать и передать элегическую целомудренность адажио, надо посмотреть хотя бы пару советских фильмов, с воспевающими искреннюю простоту вечерними встречами застенчивых влюбленных, где робкий поцелуй украдкой был пределом дозволенного. А в энергичном драйве финальной массовой сцены, дышащей жизнерадостным оптимизмом, узнается советское общепринятое отсутствие сомнений в светлом будущем.
Ратманский, очевидно, очарован музыкой Шостаковича и духом его времени и в балете бережно его воспроизводит. В название хореограф вынес музыкальный автограф композитора (четыре ноты, записанные в немецкой нотации, составляют инициалы Шостаковича – D.Sch.), не имеющий прямого отношения ко Второму концерту, но определяющий стилистическую принадлежность балета. Как когда-то Баланчин, отдавая дань уважения императорской русской сцене, назвал балет на музыку фортепианного концерта Чайковского Ballet Imperial.
Concerto DSCH – второй «русский» балет Ратманского, поставленный за рубежом и перенесенный на российскую сцену, в котором многое ощутимо и понятно в полной мере только русским исполнителям. Первыми были «Русские сезоны» (созданные также для труппы NYCB) с мотивами русского фольклора. Показавшийся западным критикам парадоксальным отъезд за океан в поисках своих культурных корней позволил хореографу отдалиться от сильных традиций сценического представления этих культурных корней и представить их в новом ракурсе. С Concerto DSCH получилась похожая история. Постановка для NYCB продемонстрировала талант Ратманского сочинять разнообразные и увлекательные комбинации, изощренные, но всегда логичные композиционные построения и рисунки, заражать стихией свободно льющегося танца. Та же постановка для Мариинского театра раскрыла еще и тонкого стилиста, вместившего целую советскую эпоху в одноактный балет.
Ольга Макарова
Музыка Дмитрия Шостаковича
Хореограф – Алексей Ратманский
Ассистент хореографа – Татьяна Ратманская
Художник по свету – Марк Стенли
Художник по костюмам – Холли Хайнс
12+