Петербургский композитор Сергей Баневич (р. 1941) много сочиняет для музыкального театра и особенно любит писать для детей – маленьких зрителей и маленьких артистов. Им адресованы музыкальная феерия «Стойкий оловянный солдатик», мюзикл «Русалочка», оперы «Белеет парус одинокий», «Фердинанд Великолепный», «Городок в табакерке» и многие другие. Репертуар Мариинского театра некогда украшала «История Кая и Герды», а в нынешнем сезоне была впервые исполнена «Опера про кашку, кошку и молоко».
Неслучайно в 2002 году для своей новой оперы Баневич взял произведение под названием «Детство» – первую часть трилогии Льва Толстого. И понятно, почему опера «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» получилась камерной, интимной – трудно рассказать иначе о самом дорогом, волнительном, хрупком времени жизни.
Опера построена как ряд воспоминаний Рассказчика: дробное, похожее на киносценарий либретто Сергея Васильева выхватывает из тумана отдельные эпизоды толстовской повести. Совсем как в жизни – когда люди взрослеют, многое из прошлого забывается, и в душе сохраняются только самые большие потрясения детства. Действие скрепляют эпизоды-рефрены: вальс, который сестра Николеньки разучивает в соседней комнате; пасхальная народная песня; наивная молитва самого Николеньки: «Дай Бог счастья всем, чтобы все были довольны, и чтоб была хороша погода для гулянья».
Сцена бала с большим вальсом, бессонная ночь, даже реплика о первых весенних цветах – здесь многое напоминает о другой опере, тоже на сюжет Толстого. «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» в каком-то смысле предстают «Войной и миром» в миниатюре, по чистоте и силе переживания не уступая «мирным» эпизодам оперы Прокофьева.