23 ноября 2011 года в 16.00 в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы открывается выставка «Со смертью рядом шло спасенье…», приуроченная к 70-летию открытия движения по ледовой трассе Дороги жизни. Основу выставки составляют фотографии, документы, личные вещи жителей Ленинграда и бойцов Красной армии, хранящиеся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Дорога жизни вошла в историю блокады и обороны Ленинграда как пример мужества, стойкости и несгибаемой воли к Победе. Во время Великой Отечественной войны Дорога жизни была единственной военно-стратегической транспортной магистралью, связывавшей с сентября 1941 по январь 1944 года блокадный Ленинград с тыловыми районами страны. По Дороге жизни из осажденного Ленинграда проводилась эвакуация населения, вывозилось оборудование фабрик и заводов, а в город доставлялось продовольствие, топливо, вооружение и боеприпасы. Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее путь проходил по воде или по льду на расстоянии 20-25 км от занятого противником берега. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец. Во время ледостава – по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева. Первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА – знаменитых «полуторок» отправилась по льду в Кобону за продовольствием 70 лет назад – 22 ноября 1941 года.
Всего же по водным и ледовым трассам Дороги жизни в Ленинград было доставлено около 1,5 млн. тонн различных грузов, из них более половины продовольствие. Дорога жизни спасла от смерти более миллиона ленинградцев.
Выставка в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда расскажет о профессионализме и самоотверженности людей, обеспечивавших бесперебойную работу этой единственной транспортной артерии, соединявшей блокадный Ленинград со страной: бойцов Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, работников ледовой трассы и железнодорожников. Посетители смогут увидеть модель «полуторки», гидрокомпас, принадлежавший Е. П. Чурову, производившему разведку льда для первой ледовой трассы, рукопись 1942 года инженера Н. Н. Петруничева, исследовавшего состояние льда и дневник 1941-44 годов начальника железнодорожной станции Кобона Н. С. Аверьянова.
На экспозиции демонстрируются видеоматериалы военных лет, предоставленные музеем «Дорога жизни». Для посетителей подготовлена специальная аудиоэкскурсия, составленная из воспоминаний работников Ледовой дороги жизни.
В дни работы выставки Государственный музей истории Санкт-Петербурга и газета «Комсомольская правда» проведут совместную акцию: 8 и 15 декабря 2011 года номера «Комсомолки» (3 000 экз.) выйдут со специальным приложением – флаерсом выставки «Со смертью рядом шло спасенье...». При предъявлении этого флаерса каждый посетитель выставки сможет получить бесплатную аудиоэкскурсию.