Последний концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра в 2018 году – лучшее из лучшего в оркестровом репертуаре. Бессмертные хиты Иоганна Штрауса, мелодичные славянские танцы Дворжака, самая популярная киномузыка Дунаевского, Петрова и Шварца, и наконец, зажигательная «Хава нагила» в дерзкой версии Николая Корндорфа – каждый номер подобен фейерверку звуков и эмоций. Светлые мечты и ностальгические воспоминания, пленительные мелодии и страстные ритмы – все это в новогодней программе «На бис»!
В концерте прозвучат самые популярные штраусовские миниатюры и не менее известная увертюра к оперетте «Летучая мышь». В популярности Штрауса было нечто мистическое. Казалось, в его распоряжении – таинственный неисчерпаемый родник мелодий, сотни великолепных опусов появлялись один за другим.
Бесчисленные балы, приемы, премьеры, гастроли по всему миру, включая Америку... Ну а великосветский Петербург середины XIX века был буквально без ума от Штрауса – которого на русский манер называли Иваном Страусом. Модные букеты, духи и папиросы носили названия штраусовских вальсов. Парикмахеры упражнялись в искусстве создания мужских причесок «а-ля Штраус», а лучшим подарком даме был перстень с изображением Штрауса. Павловский вокзал не вмещал всех желающих послушать знаменитого маэстро, концерты подчас продолжались до самого утра.
Завершающим аккордом первой части новогодней программы станет Марш Радецкого, написанный основателем знаменитой династии – Иоганном Штраусом-отцом – по случаю прибытия войск прославленного фельдмаршала в Вену. Именно этим маршем по традиции заканчивается новогодний концерт Венского филармонического оркестра, и не случайно – эта бодрая и торжественная музыка мгновенно создает атмосферу праздника и радости!
Вторую часть вечера откроет увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта». Черно-белый фильм 1936 года стал классикой советского кино, и большую роль в его популярности сыграла великолепная музыка Исаака Дунаевского. «Капитан, капитан, улыбнитесь...», «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер...» – эти песни стали почти народными, а динамичная увертюра нередко исполняется на концертной эстраде.
Киномузыка Андрея Петрова не нуждается в представлении. «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс» – любимые фильмы с любимыми мелодиями, которые у всех на слуху. В их числе и «Человек-амфибия» (1961). Обаятельные Владимир Коренев и Анастасия Вертинская, морские пейзажи, необычные съемки – и конечно же, яркая, запоминающаяся музыка. «Эй, моряк, ты слишком долго плавал...», «Уходит рыбак в свой опасный путь...», таинственные «подводные» мелодии... С этим саундтреком к молодому Андрею Петрову пришла заслуженная слава.
Еще один выдающийся кинокомпозитор наших дней – обладатель уникального мелодического дара Исаак Шварц. «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Станционный смотритель», «Соломенная шляпка», «Сто дней после детства» – вот лишь несколько названий из более чем 120 картин с музыкой Шварца. Среди них и романтичная мелодрама Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи» (1976), с незабываемым дуэтом Юрия Соломина и Комаки Курихара. Пронзительно-печальная, нежная и задумчивая музыка Шварца давно обрела самостоятельную концертную жизнь.
Завершит новогоднюю программу оркестра подборка эффектных оркестровых пьес.
Программа:
Й. Штраус (сын)
Увертюра к оперетте «Летучая мышь»
Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
Полька «Поезд удовольствий»
«Персидский марш»
Й. Штраус (отец)
Марш Радецкого
И. Дунаевский
Увертюра к «Детям капитана Гранта»
А. Петров
2 фрагмента из к/ф «Человек-амфибия»
И. Шварц
2 фрагмента из сюиты «Мелодия белой ночи»
В. Полторацкий
«Сувенир»
Н. Корндорф
Хава Нагила
Дирижёр — Александр Титов