Британское кино, за исключением редких экземпляров вроде «бондианы» или «Гарри Поттера», трудно разделить на мейнстрим и артхаус. Зато его легко разделить на «истинно британские жанры», одним из которых является кинобиография. Ничего удивительного: «английскую биографию» многие считают отдельным литературным жанром, а многочисленные кинобиографии – от «Молодого Уинстона» до «Железной леди», от «Любителей музыки» до «Круглосуточных тусовщиков» – превратили ее в одну из главных «специализаций» британского кино.
XVIII фестиваль «Новое британское кино» станет чуть ли не рекордсменом по числу биографических лент: программа нынешнего фестиваля представляет из себя увлекательный променад в компании очень важных персон британской истории и культуры. Зрители узнают о деятельности шотландского психиатра и мыслителя второй половины XX века Рональда Дэвида Лэйнга («Бесит быть нормальным»). Смогут погрузиться в идиллическую атмоcферу Сассекса 1920-х и понаблюдать за тем, как Алан Александр Милн придумывал Винни-Пуха («Прощай, Кристофер Робин»). Погуляют по вдохновляюще унылым улицам Манчестера конца 1970-х – начала 1980-х вместе с будущим лидером The Smiths Стивеном Патриком Моррисси («Англия принадлежит мне») и навестят мастерскую выдающегося скульптора Альберто Джакометти, чья ретроспектива только что прошла в Tate Modern («Последний портрет»).
Самый пронзительный актерский выход случится в фильме Эрика Стайлза «Безропотно во тьму», где одну из своих последних ролей сыграл умерший в январе Джон Хёрт.
На десерт, заглавная героиня комедии «Дафна» напомнит всем, что современная Великобритания – это не только Шерлок и Джеймс Бонд, но и Бриджет Джонс: молодой женщине в исполнении телезвезды из Манчестера Эмили Бичем придется разбираться с неизбежными последствиями собственного взросления.
Фильмом закрытия XVIII фестиваля «Новое британское кино» станет драма «Дыши ради нас» – режиссерский дебют Энди Серкиса, который всему миру известен как мистер motion capture (Голлум, Кинг Конг, шимпанзе Цезарь и верховный лидер Сноук в одном флаконе), а в родной Великобритании набил руку на столь же колоритных ролях рок-героев вроде Иэна Дьюри и продюсера Joy Division Мартина Хэннетта. Героическую пару главных героев сыграли актеры, которых безо всякой натяжки можно считать главными британскими звездами последних двенадцати месяцев: Клэр Фой, прогремевшая ролью молодой Елизаветы II в сериале «Корона», и Эндрю Гарфилд, умудрившийся за отчетный период отметиться на главных ролях у Мартина Скорсезе и Мела Гибсона, а также сразить лондонских театралов своей работой в «Ангелах в Америке» на сцене Национального театра.
Все фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами
Программа:
7 ноября 19.30 Прощай, Кристофер Робин
Роскошное, чисто британское ретро. И самая правдивая история о лучшем друге Винни-Пуха!
Медвежонка с замечательной головой, набитой опилками, знают все – и в Великобритании, и у нас, где мультяшный Винни-Пух, говорящий голосом Евгения Леонова, стал своим национальным достоянием. Но не всем известно, что Кристофер Робин, один из главных героев книги о приключениях Винни, был не сказочным, а настоящим мальчиком, сыном писателя Александра Милна. Собственно, и книги Милна выросли из сказок про игрушки, которые отец придумывал для сына. Опубликованные в конце 1920-х истории о Винни-Пухе и Кристофере Робине были тепло приняты Великобританией, измученной участием в Первой мировой войне. Но что стало с мальчиком, который в совсем юном возрасте превратился в обожаемого всем миром героя – и какое влияние успех «Винни-Пуха» оказал на его семью?
Бенефис новой звезды Донала Глисона, продолжателя выдающейся актерской фамилии.
8 ноября 19.30 Англия принадлежит мне
Манчестер, рубеж 70-х и 80-х. Стивен Патрик Моррисcи, будущий голос великих английских меланхоликов The Smiths, на чьих песнях выросло целое поколение музыкантов, ещё не встретил гитариста Джонни Марра. Занят он пока тем же, чем и каждый второй обычный английский юноша: мается на дурной работе, переживает внезапный разрыв родителей, меняет девушек, начинает осмыслять собственные творческие импульсы.
8 ноября 21.20 Безропотно во тьму
Ральф когда-то был знаменитым сценаристом, но сейчас ему за семьдесят, и жизнь его клонится к закату. Ощущая, что время «уходить безропотно во тьму», как в стихотворении Дилана Томаса, уже практически пришло, Ральф обеспокоен только двумя вещами: как помочь своей молодой жене Анне справиться с его неизбежным скорым уходом; и как наладить давно расстроившиеся отношения с сыном Майклом.
9 ноября 19.30 Бесит быть нормальным
60-е годы ХХ века. Р.Д. Лэйнг – шотландский психиатр, который возмущён тем, как его коллеги по цеху относятся к своим пациентам: клиники-тюрьмы, принудительное лечение, электрошок. Он открывает собственный центр в большом доме в восточном Лондоне, где пробует новые способы работы с больными: групповая терапия, совместные разговоры, никакого насилия и лекарств (хотя врачебные дозы ЛСД никому не помешают). Профессиональное сообщество же смотрит на доктора так, словно он основал странный и потенциально опасный культ.
Основано на реальных событиях.
10 ноября 19.30 Убийство священного оленя
Талантливый кардиохирург Стивен живет счастливой жизнью с женой Анной и двумя прелестными детьми. Этой семейной идиллии угрожает призрак из прошлого, которое Стивену больше не под силу скрывать.
10 ноября 21.30 Дэвид Боуи - это...
В 2013 году выставочным хитом знаменитого Музея Виктории и Альберта в Лондоне стал проект «David Bowie is», посвящённый легендарному рок-музыканту. Тогда музей поставил рекорд посещаемости: только в Лондоне выставку смогли посмотреть 312 тысяч человек, а потом она отправилась в турне и побывала в Болонье, Барселоне, Токио и других городах. В общей сложности 1,5 миллиона зрителей увидели ретроспективу жизни и творчества музыканта. На выставке были собраны рукописи, костюмы, фотографии и реквизит с выступлений Дэвида Боуи.
Данный фильм был снят в Лондоне в 2013 году и является редкой возможностью совершить путешествие по этой уникальной выставке, услышать рассказ специально приглашённых гостей (среди которых дизайнер Кансай Ямамото и вокалист группы Pulp Джарвис Кокер) и погрузиться в мир Дэвида Боуи.
11 ноября 17.20 Последний портрет
В 1964 году американский писатель и ценитель искусства Джеймс Лорд приехал ненадолго в Париж, где ему поступило неожиданное предложение от знаменитого художника Альберто Джакометти – позировать для портрета. Займёт всего несколько дней, уверяет художник и скульптор; но результатом этой затеи станет дружба и сотрудничество, которые оба героя пронесут через всю жизнь.
12 ноября 17.20 Дафна
Дафне 31, и, по её мнению, в её жизни всё складывается просто блестяще. Она работает на кухне престижного ресторана, у неё всегда наготове острота или цитата из Жижека для любого, кто захочет с ней поговорить; а своё свободное время она легко может тратить на то, чтобы пить всё, что хочется, и спать с любым, кто ей в процессе приглянется. Однако когда Дафна становится свидетельницей жестокого преступления, в выстроенном ею фасаде цинизма и самодостаточности появляются трещины.
12 ноября 19.00 Дыши ради нас
Его манеры, настойчивость и великолепное чувство юмора с первого взгляда покорили неприступную Диану. После свадьбы молодожены отправляются в путешествие, где Робин тяжело заболевает. И теперь только любовь способна подарить ему вторую жизнь...
13 ноября в 19.20 Бегущий по лезвию: The Final Cut
Английский гений, работающий в Голливуде, сэр Ридли Скотт, один из величайших режиссеров ХХ века, в свое время реформировал развлекательный кинематограф. Началась придуманная им революция с «Чужого» в 1979-м, и сегодня Скотт возвращается к своему шедевру снова и снова. Но ничуть не менее культовый статус обрела его антиутопия «Бегущий по лезвию», сиквел которой в этом году стал одним из главных событий сезона (хоть режиссером там был Дени Вильнёв, Ридли Скотт работал над картиной как продюсер и следил за преемственностью стилистики и интриги). Сейчас самое время пересмотреть – точнее, впервые увидеть на большом экране во всей красе, – оригинального «Бегущего». Депрессивный и романтический нуар об одиноком герое-сыщике (был ли Харрисон Форд так же прекрасен хоть в одной из своих ролей?), влюбившемся в девушку-репликанта, покоряет и сейчас. А мы не можем не влюбиться в мрачнейшую вселенную будущего, в которой единственной надеждой на счастливой исход становится увиденный во сне единорог. Единорог, а не овечка, как было в романе-первоисточнике Филипа К. Дика.