Исполнитель: Юрий Семёнов (орган, Санкт-Петербург) В программе концерта петербургского органиста Юрия Семёнова — сочинения выдающихся западноевропейских композиторов XVIII-XIX веков. Концерт А. Вивальди ре минор, переложенный для органа И.С. Бахом — яркий пример совершенного письма гения. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом. Прелюдия ми-бемоль мажор Баха — первая часть цикла, который принято связывать с образом Святой Троицы. Прелюдией открывается третья часть «Клавирных упражнений», также именуемая «Органной мессой». С. Франк — французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, с многочисленными модуляциями и элементами импровизации, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Хорал № 2 си минор — вариации на остинатную (повторяющуюся) тему в басу, которые ассоциируются с образом Бога-сына. Переложенная для органа Ф. Листом Прелюдия ми мажор Ф. Шопена — изящная миниатюра, предваряющая центральное произведение программы: Фантазию и фугу на хорал «Ad nos ad salutarem undam» Листа. Это его первое и самое грандиозное сочинение для органа. Оно было создано в 1850 году и прозвучало на церемонии инаугурации нового органа Домского собора Мерзебурга в 1855 году. Основу Фантазии составляет хорал крещения из I акта оперы Дж. Мейербера «Пророк», своеобразная стилизация-подражание подлинным средневековым мелодиям. В сочинении находит отражение весь спектр листовской образности: романтически окрашенная героика, восторженно-экстатическая, любовная и скорбно-ламентозная лирика, апофеозная гимничность, мистическая отрешённость и философская созерцательность. Им противостоят скепсис, ирония и дьявольская скерцозность.
Программа концерта: Антонио Вивальди (1678-1741) — И.С. Бах (1685-1750) Концерт для органа ре минор, BWV 596: — Allegro — Grave — Fuga — Largo e spiccato — (без названия) Иоганн Себастьян Бах Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1 Сезар Франк (1822-1890) Хорал № 2 си минор, FWV 39 Фридерик Шопен (1810-1849) — Ференц Лист (1811-1886) Прелюдия ми мажор, op.28 № 9 Ференц Лист Фантазия и фуга на хорал «Ad nos, ad salutarem undam» из оперы Дж. Мейербера «Пророк», S.259