19 апреля Московский государственный академический камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского покажет комическую оперу в трех действиях «Четыре самодура», в рамках II международного фестиваля камерной оперы.
Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948) – один из наиболее самобытных оперных композиторов ХХ столетия. Ярче всего талант композитора раскрылся в комических операх: он с большим успехом переносил на современную оперную сцену принципы комедии дель арте и стал одним из немногих достойных продолжателей традиции итальянской оперы-буффа.
Внимание Вольфа-Феррари привлекали разные литературные источники, но самое важное место среди них занимали комедии блестящего венецианского драматурга Карло Гольдони (1707-1793). В них композитор нашел замечательный источник вдохновения и создал на основе его пьес оперы «Любопытные женщины» (1903), «Четыре самодура» (1904-1906), «Обрученные любовники» (1916), «Хитрая вдова» (1931) и «Перекресток» (1936).
«Четыре самодура» – пятая из пятнадцати опер Вольфа-Феррари. Она была впервые поставлена в Мюнхене (Hoftheater) в 1906 году на немецком языке под названием Die vier Grobiane, и лишь в 1914 году зазвучала на языке оригинальной пьесы под заголовком I quatro rusteghi в Милане (Teatro Lirico).
Пьеса Гольдони «Самодуры» (1760), которая легла в основу оперы, написана на венецианском диалекте. Само слово "rustеghi", ставшее в Венеции нарицательным, многозначно и может быть переведено как «хамоватый зануда», враг цивилизации, ретроград и тиран. И пьеса – не просто фарс о двух богачах, собравшихся поженить своих детей, а яркая и до сих пор очень актуальная социальная комедия.
Пьеса Гольдони не только отражает нравы своего времени и тему вечной борьбы полов, но и противостояние старого и нового порядков. Традиционный уклад олицетворяют отцы семейств (не случайно в Англии опера известна под названием «Школа отцов»), которые уверены, что оберегают жизненную мудрость и правду; женщины же выступают в роли их оппонентов и стараются привнести в привычную рутину дух свободы и праздника.
Вольф-Феррари в своей опере сумел сохранить самобытный стиль комедии, мастерски положив на музыку блестящие тексты, подчеркнув характеры героев и необычные ситуации. Он колоритно передает атмосферу XVII века, умело играет с традициями оперы-буффа, сплетает аллюзии на музыку Верди и Вагнера (кумиров предшествующей эпохи) с подражанием популярным венецианским мелодиям.
В России «Четыре самодура» ставились неоднократно: в Свердловске в 1928 году, в Большом театре в 1933 году, в Перми в 1956 году. В Камерном музыкальном театре опера впервые была поставлена в 2003 году и теперь возвращается на его сцену в новой редакции на русском языке.
Авторы и постановщики:
Музыка: Эрманно Вольф-Феррари
Либретто: Луиджи Сугана
Джузеппе Пиццолато
по комедии Карло Гольдони «Самодуры» (перевод Екатерины Поспеловой)
Режиссер-постановщик: Михаил Кисляров
Хореограф: Михаил Кисляров
Дирижер-постановщик: Анатолий Левин (спектакль 2003 года)
Владимир Агронский
(новая редакция)
Художник-постановщик: Сергей Бархин
Художник по костюмам: Татьяна Бархина
Художник по свету: Владимир Ивакин
Режиссер: Валерий Федоренко
Ассистент режиссера-постановщика: Ирина Пьянова
Помощник режиссера: Людмила Соколенко
Продолжительность:3.00
Исполняется на русском языке
Возрастная категория:16+