Юрий Александров возрождает одну из своих значительных и любимых режиссерских работ – «Пиковую Даму» Чайковского.
Беседовала Н. Потапова
Ю. Александров. Этот спектакль родился на рубеже ХХ и ХХI веков. Раньше мы играли его в Эрмитажном театре, сценография Зиновия Марголина была рассчитана на большую площадку. Последний раз наша «Пиковая дама» с огромным успехом прошла в Польше 4 года назад (Международный Быдгощский оперный фестиваль). Сейчас хочу её возобновить на сцене Консерватории, так как тему этого спектакля намерен развить в Новой Опере. Московская «Пиковая дама» будет посвящена 400-летию дома Романовых: начнется с 1913-го года и закончится 2013-ым. В том же году премьеру и сыграем. Это будет постановка по законам большой оперы, но идеи и мысли, которые преследовали меня в 1999 году, останутся: русский архетип, человек с топором, одержимый безумной идеей и проносящий ее сквозь время. Умный, харизматичный, но уничтожающий все вокруг. По принципу – никто не может принести себе больше вреда, чем сам русский.
Н. Потапова. Эту оперу режиссеры часто переносили из ХIII века в ХIХ и обратно. Александр Галибин поместил героев своей постановки в Мариинском в Серебряный век. А вы рассказали про весь ХХ?
Ю. Александров. Да, моя прежняя «Пиковая дама», которую я сейчас восстанавливаю – эпитафия ХХ-му веку, взгляд на него с птичьего полета. Этот спектакль нужен мне и как художнику, и как музыканту, и как человеку – поговорить на больные темы, которые меня волнуют и сегодня.
Наши герои проходят через все круги ада ушедшего века – Первую мировую войну, расцвет сталинского правления, коммуналки, доносы, ленинградскую блокаду – вплоть до шикарного казино девяностых.
Я хочу, чтобы и молодежь нашей труппы, и зрители знали и помнили об этом. В этом спектакле много хороших идей, и в каждой картине какие-то важные детали, связывающие все воедино.
Н. Потапова. А еще в спектакле все прочно связывал удивительный своей непохожестью на обычных оперных персонажей Герман – Виктор Алешков, вобравший черты героев и Пушкина, и Достоевского, и Горького, и просто своих современников. Кто же нынче – Герман?
Ю. Александров. Виктор Алешков, поработавший и за границей, и в Мариинском театре, возвращается в спектакль. Но в нашей богатой голосами труппе есть и другие талантливые исполнители: Всеволод Калмыков, например, и не только он.
26 апреля 19.00 спектакль «Пиковая дама» состоится на старейшей сцене Санкт-Петербурга- на сцене театра Оперы и балета консерватории (Театральная пл.3).