«Мой сад — мемориал; каждая круглая клумба — узел истинной любви, украшенный лавандой, бессмертником и сантолиной», — писал в своем дневнике Дерек Джармен, один из ключевых режиссеров экспериментального кино, за несколько лет до смерти от СПИДа в 1994 году.
Сегодняшний мир тревожен в своей необъятности. Современная природа — это одновременно таяние ледников и миграция птиц, космические спутники и вакцины нового поколения. Возможно, единственно верная форма взаимоотношений человека с глобальным хаосом и неопределенностью современности, — это нежность. Нежность способна стать одним из самых экстремальных способов познания мира, который другими рациональными методами человечеству не получилось расколдовать. «Современная природа» — утверждение этой позиции, размышление о ней в форме перформативной и визуальной поэзии, спектакль-стихотворение о трепете по отношению ко всему, что естественно, и о любви как единственном, что может длиться вечно.
Текст Джармена, легший в основу постановки, — это редкий образец чувственного, энциклопедического и одновременно политического письма о природе. В своем дневнике он, с присущей ему страстью, говорит не только о киноискусстве, но и о своем саде, разбитом в пригороде Лондона. Саде, который, как и жизнь автора, охотнее подчиняется изменению времен года или погодным катаклизмам, а не своему создателю. К обитателям сада Джармен испытывает те же чувства, что и к романтическим партнерам или друзьям: заботу, тепло, притяжение и постоянный страх за их благополучие.