Видео, скульптура, объект от Ури Катценштайна.
Более 100 лет назад, в 1911 году художник Амедео Модильяни открыл «портретную галерею» Анны Ахматовой, создав серию из 16 рисунков во время их встречи в Париже. Но и теперь, по прошествии стольких лет, ее образ множится в незримых зеркалах, как будто не дает покоя художникам, читателям и почитателям, исследователям творчества и ниспровергателям мифов, требует вневременного присутствия в настоящем.
Какое место занимает творчество Анны Ахматовой в пространстве европейской и мировой культуры? Насколько трагические коллизии ее жизни понятны людям иного культурного и исторического контекста? Эти вопросы ставит перед собой и зрителем художник Ури Катценштайн в экспериментальном выставочном проекте «Анна. Предназначение». Для художественного диалога с поэтом Анной Ахматовой он выбирает произведение 1915 года «Колыбельная». Ури Катценштайн очень точно чувствует экзистенциальную тревогу, которой наполнено стихотворение. Фольклорная по форме ахматовская колыбельная (сказка о мальчике-с-пальчике) уже во втором четверостишии от сказочного повествования и переходит к тому, что тревожит и не дает покоя лирической героине. Источник непокоя – мировая война и участник этой войны, подвергающийся смертельной опасности, Николай Гумилев (он не назван по имени, но ясно угадывается). К концу колыбельная превращается в пророчество-молитву о спасении и безмерности человеческих бедствий.
Ури Катценштайн превратил скупое по изобразительным средствам, строгое по форме стихотворение в новый художественный объект видеоарта: перевел на изобретенный им самим язык криптограмм, положил на музыкальную ритмическую основу и вложил в уста исполнителя блюзовой музыки родом с Ямайки. На заднем плане – видеоряд из раскрошенных временем и забвением архитектурных и скульптурных монументов как метафора тоталитарного сознания, с угрожающей периодичностью возвращающегося к человечеству. Поэтическое произведение становится символом и метафорой циклично повторяющихся гуманитарных катастроф планетарного масштаба. А человек – одновременно субъект и объект этих катаклизмов.
Второй важный концентр замысла – фотография, сделанная Леонидом Городецким в Царском Селе, в 1915 году: Анна Ахматова, Николай Гумилев и Лев Гумилев двух с половиной лет. Совпадают не только год съемки и год написания «Колыбельной» – на фото и в стихотворении те же герои, включая неперсонифицированного участника – мировую войну (Николай Гумилев в форме унтер-офицера российской армии, с георгиевским крестом на груди). Ури Катценштайн трансформирует снимок в видео, заставляя персонажей меняться местами, исчезать и снова появляться, «повторяя» свой путь исчезновения и возвращения в пространство памяти и культуры.