Выставка живописи и графики Евгения Марышева.
У петербургского художника Евгения Марышева есть цикл картин «Послания». Ныне, после его ухода, большинство им созданного представляется посланием будущим зрителям. Их загадочная красота будет прочитываться каждым по-своему, что есть залог долгой жизни его искусства. Когда художник состоялся как мастер, сумевший создать стиль и выразить в нём полноту своих мыслей и искренность чувств, начинаешь всё в его судьбе считать предзнаменованием воплощения данных Богом талантов.
Как профессионалу, Марышеву был доступен широкий диапазон самовыражения. Сохранились прекрасные реалистические работы и в скульптуре, и в живописи. Однако именно тот стиль, который отличает его произведения, делая их непререкаемо узнаваемыми, стиль символически-декоративный можно считать тем личным вкладом в искусство, который ему было дано сделать. Это было не «изобретение», а естественный язык для выражения своего мировоззрения. Оно может казаться противоречивым, что характерно для творческих натур в XX веке. С одной стороны, он видит служение свое как «один из этапов овеществления открытия красоты мира, созданной Богом». Каждая частица холста отражает радость многоцветья, мазки кисти будто прорастают, как трава и цветы, превращая картину в праздничное панно, в красочную сказку. Сказочны представители этого мифического мира – жар-птицы, единороги, летающие рыбы...Сказочны растения в циклах миниатюр «Цветы и травы». Сказочны чащобы в циклах «Волховские леса». И как кульминация этих чувств – цикл «Эдем». Философически настроенный художник провидит красоту Божьего мира и в разных его сущностях, о чем говорят многозначительные названия циклов: «Время», «Жизненные силы», «Духи Земли», «Монады».
Но есть и другая сторона. Вдруг замечаешь встающую дыбом из воды подводную лодку или остатки разрушенных конструкций моста. Художник во многих произведениях проявляет предчувствие катастрофичности техногенной цивилизации, созданной людьми...Такие апокалиптические предчувствия имели кроме философско-религиозной вполне реальную основу – почти полвека мир жил под угрозой самоуничтожения. Сочетание философских размышлений и конкретных впечатлений – одно из характерных свойств видений Марышева. Особенно заострена тема о судьбах Руси. В середине 1990-х годов создан большой цикл «Новые русские сказки»...
Работая большими циклами, он бесконечно варьирует сюжет, фантастические существа превращаются в геральдические знаки, как на сакральных штандартах, циклы складываются в самостоятельную многозначную мифологию с собственной символикой. Притом столько внимания вкладывает художник в каждое прикосновение, что повторяющиеся образы постоянно обновляются. Но если сумеешь прочувствовать ритм его прикосновений, как бы слиться с движением руки автора, начинаешь ощущать, сколько он испытывал божественной радости и одухотворения. Говорят, они иногда даже пел в процессе работы. И становится понятным его высказывание: «Благодарю Господа, что стал художником». Искусствовед Николай Благодатов