В ноябре на площадке Новой сцены Александринского театра пройдет выставка одного из величайших мастеров японского графического дизайна — Мицуо Кацуи (1931—2019). Выставка продолжает цикл событий, знакомящих петербуржцев с национальными дизайнерскими школами. На выставке представлены работы, выполненные Мицуо Кацуи в период с 1989 по 2017 год. Плакат — высший жанр графического дизайна. И среди выдающихся мастеров японской школы, Мицуо Кацуи в работе с цветом — первый среди равных.
«Вселенная, человек, природа, жизнь — все взаимосвязано. Эта тема задана одним лучом света, излучаемым в промежутке между ночью и днем. Свет всегда был для меня вечной темой. Человек и свет тесно соединены. Свет преобразуется в цвет. Вещи видны через свет. Общение рождается через свет». — Мицуо Кацуи.
Плакаты, выполненные мастером для различных культурных институций, событий, памятных дат, а также для корпоративных заказчиков, несут на себе столь явственный отпечаток авторской манеры Мицуо Кацуи, что вне зависимости от тематики, сюжетности или, наоборот, беспредметности, изображаемого, безошибочно узнаваемы. Работа с размытием контура цветового пятна, использование нарочитой пикселизации текстуры изображения на контрасте с безупречным цветовым градиентом — фирменные приемы Мицуо Кацуи.
«Можно сказать, что японский дизайн вращается вокруг таких понятий, как упрощение и абстракция. Лаконичность японских классических стихов типа хайку внесла свой вклад в становление японского сознания, как особенность, требующая домысливать фантазией те формы, которые по факту не представлены, и при этом по возможности максимально расширять смысловое поле, заложенное в краткой стихотворной форме. Наверно, можно даже сказать, что источником вдохновения японского дизайна являются в этом контексте такие необходимые составляющие, как недосказанность, намеки и перенос смысла». — Мицуо Кацуи. Из интервью, данного куратору выставки Мите Харшаку для специального японского номера журнала «Проектор».
Многослойная типографика, вне зависимости от того, обращается ли мастер к японскому иероглифу или латинице, создают в работах Мицуо Кацуи живые многослойные вибрации. Порой кажется, что статичные работы начинают двигаться. Работы Мицуо Кацуи впечатываются в сетчатку глаза ярчайшим зрительным послеобразом. Таков феномен восприятия, состоящий в том, что и при непродолжительной зрительной фиксации на каком-либо из плакатов мастера, зритель продолжает видеть след изображения, даже когда сам объект уже исчез из поля зрения, как после яркой вспышки.
Из рассказа Мити Харшака о работе над выставкой и японским номером журнала «Проектор»: «В процессе подготовки японского номера и работы над выставочным проектом мне было явлено убедительнейшее доказательство того, что бывают исключительные случаи, когда никакая цифровая печать не сможет адекватно передать авторский замысел, воплощенный в цветовом решении работы. Конечно, это плакаты Мицуо Кацуи. Когда я обсуждал с Мицуо Кацуи возможность выставки его работ в России, я предложил выслать мне файлы для широкоформатной распечатки. После этого предложения Кацуи-сэмпай сначала на достаточно длительное время выпал из переписки, а потом ответил категорическим отказом. Через несколько дней он запросил мой почтовый адрес, а спустя всего несколько дней ко мне в дверь позвонил курьер с огромной папкой, в которой я обнаружил пятнадцать плакатов Мицуо Кацуи. Еще шесть работ мастер счел возможным напечатать из файла.
Вскрыв по-японски идеальную упаковку, я понял, что имел в виду мэтр, отказываясь от печати работ на плоттере (пусть даже самом распрекрасном). Дополнительно к CMYKу в плакатах используется большое количество редких пантонов. Но самое интересное выяснилось в тот день, когда мы переснимали плакаты для публикации в журнале. Выставили свет, затемнили комнату, чтобы полиграфическая поверхность не бликовала, фотограф нажал на кнопку, на долю секунды вспыхнули софт-боксы, и в наступившей темноте мы увидели, что некоторые краски на плакатах Мицуо Кацуи — фосфоресцирующие. Часть изображения светилась в темноте зеленоватым таинственным светом».
На выставке представлены оригинальные полиграфические отпечатки — работы музейного уровня, которые невозможно воспроизвести ни в одной даже самой качественной репродукции.
Мицуо Кацуи не стало в августе 2019 года. Интервью журналу «Проектор» стало последней прижизненной публикацией мастера.
Куратор выставки — Митя Харшак, дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», творческий руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.