Валерий Вальран – петербургский художник, последние 20 лет создает живописные и графические серии, связанные единым замыслом, затем представляет зрителю как целостный проект. В цикле «Комбинаторика» Вальран возвращается к натюрморту – последний раз «Простой натюрморт» он представлял в Москве в галерее «Сэм Брук» в 2005 году.
В новом проекте художник отказался от конструирования композиции натюрмортов и предоставил это воле случая. Натюрморт, как известно, «изображение неодушевленных предметов». В качестве неодушевленных предметов выбрано восемь объектов, которые автор систематически использовал в своей живописи с 1975 года: 1. Рыба. 2. Бутылка (сосуд). 3. Череп. 4. Хлеб. 5. Стакан. 6. Яйцо. 7. Раковина. 8. Яблоко. Плоскость холста художник представил как матрицу, состоящую из двух столбцов и 4 строк (вертикальная серия) или 4 столбцов и 2 строк (горизонтальная серия). Каждую ячейку матрицы Вальран заполнял вышеперечисленными предметами. 8 различных предметов дают возможность сконструировать из них 40320 неповторяющихся комбинаций (перестановок). Случайную последовательность предметов в каждой композиции обеспечивал домашний лототрон – 8 теннисных шариков с номерами помещались в «черный ящик» и вынимались последовательно, определяя комбинацию предметов для очередной композиции. Всего их 15. Является ли случайным этот комплект 15 комбинаций из 40320 возможных?
Поскольку мы не знаем, что такое случайность, она неуловима и многогранна, она везде и нигде, то Вальран предполагает, что за «случайностью» скрывается провидение, некая высшая инстанция, невидимые планы существования. Каждую комбинацию он воспринимает как зашифрованное послание и пытается в меру своих сил и возможностей её декодировать и истолковать. К чему призывает и зрителей.