Июль 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

18+

Выставка "Ленинградский стиль промграфики"

1288

Страница создана 20.03.2010 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 17 апреля 2010 г. 14:00
по 22 мая 2010 г. 14:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 232-12-38 Галерея КвадраТ
СПб, ул. Куйбышева, д. 28 на карте
Петроградский район
Событие прошло?
Подпишись на КвадраТ,
получай отзывы и напоминания
 

Внести изменения Внести изменения
 
В 1964 году  в Москве впервые прошла первая всесоюзная выставка прикладной графики, организованная Академией художеств и Союзом художников СССР, тем самым утвердив то, что в стране появилась новая профессия - графический дизайнер. Правда, она была тщательно замаскирована советскими псевдонимами типа «художественное конструирование», «техническая эстетика», «прикладная графика», «промышленная графика», «промграфика и упаковка» и т. п. Таким образом, промграфика получила свое неожиданное и бурное развитие благодаря революции «сверху», состоящей из нескольких постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Вполне понятно, что «заказчиками» графического дизайна по тем временам оказывались крайне безличные к своей продукции государственные организации, «списывающие» бюджетные средства на дизайнерские штучки в силу административно–командного принуждения. Зачастую они делали это больше  «для галочки», чем для продвижения  своего промышленного продукта, поскольку в стране была плановая экономика, порождающая дефицит, а потому  никому даже в голову не приходило подумать о том, насколько производящиеся продукты обладают способностью к конкуренции. Да и с кем конкурировать?

И все же из разряда парадоксов времени, рождающихся на просторах нашей большой Родины,  отчетливо проявившихся сегодня, удивительно то, что страна, индифферентная к творческим результатам художников – промграфиков, обрела в их лице высокопрофессиональных  мастеров своего дела.

Советская промграфика стала той свободной от любых идеологий и экономических притязаний зоной,  где художники чувствовали себя относительно свободно.  В самом начале 60- х г. в промграфике отчетливо обнаружилась преемственность основных традиций и наработок, относящихся к  самому яркому и самостоятельному периоду отечественного искусства 20-30-х годов.  Это важно отметить еще и потому, что молодым мастерам достаточно быстро удалось преодолеть очевидный упадок стиля, связанный со сталинским временем. Бесспорно и то, что промграфика в 20-30-х годах совсем не походила на  коммерческую рекламу, которая, как известно, призвана регулировать потребление товаров, эксплуатируя человеческий эгоизм, а имела свои сверхзадачи. Она несла пафос пропаганды новых общественных и эстетических норм, была своего рода художественной агитацией, языковые коды которой мастера находили в фотомонтаже, шрифтовых наборах, национальном орнаменте, новой геральдике и т.д.

 В 60-х годах промграфика окончательно утратила свою пропагандистскую напористость 20-х, но оставила за собой право на многие наработки того времени. В отсутствии в стране рынка и, соответственно, конкуренции товаров, а также идеологической подоплеки, связанной с бытовой средой, где без особых затей существует советский человек, художники создают для себя новое художественное поле. Избегают рекламных приемов воздействия, и, не желая никого заинтересовать или каким-либо образом повлиять на выбор товаров во времена его тотального дефицита, они проявляют удивительную свободу художественного самовыражения.

Мастерам интересны вопросы оформления, красота и изящество самых простых вещей, даже таких как спичечный коробок или пачка сигарет. И именно в советской бытовой среде, неожиданно и постепенно начинает проступать новая сверхзадача промграфики -  воспитание  вкуса граждан страны.

Поскольку художественные идеи ленинградской школы промграфики все исходят из городской среды, то в них и проявляется тот пафос любви к городу, что несет в себе неиссякаемые источники вдохновения не только для большого числа мастеров, но и создает образ самого красивого и европейского из всех городов советской страны. Петербургское пространство, хранящее неразделенность неба и земли, вынуждает творцов каждый раз вычерчивать личную линию горизонта,  проявляя силу воли, благодаря чему ими создаются образы города, равноценно сохраняющий в себе различные символы времен от памятников петровских времен до революционного крейсера «Аврора», от новостроек Малой Охты до морских урбанистических пейзажей Балтики. В период с  60 по 80-е годы постепенно сложилась анонимная для страны, но известная миру сильная и яркая школа советского графического дизайна.

К парадоксам времени можно отнести несколько фактов:

при полном неприятии и осуждении мастеров аналитического искусства 20-30-х годов, в промграфике, начиная с начала 60-х и почти до самой перестройки существовал и развивался стиль, созданный  в далекие 20-е годы художниками-конструктивистами, вдохновленными идеями искусства-производства, сливающегося с жизнью.

И еще из раздела курьезов, но принадлежащих парадоксам истории – во времена перестройки, отрекаясь от всех предыдущих наработок искусства, многие художники новой волны, экспроприировали идеи своих предшественников, присвоили их и сделали «своими», позабыв просто кивнуть в благодарность поколению «шестидесятников».  

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квестыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квесты
Отзывы о событии Выставка "Ленинградский стиль промграфики"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.