Проект, демонстрирующий новый тип отношений между зрителями и произведениями искусства. Его задача – пересмотр господствующих взглядов на феномен инвалидности в современном культурном контексте.
Постепенное преодоление устаревших представлений о норме и ненормальности тесно связано с их переосмыслением в художественной культуре ХХ века. Модернистское искусство было занято постоянным развитием собственного языка, поиском новых форм, попытками изобрести практики, открывающие возможность для включения как можно более широкого круга людей. И во многом именно на его территории возник тот тип гибкого, критического мышления, который способствовал принципиальному смещению акцента в трактовке понятия "инвалидность". Сегодня оно более не означает "неполноценность", но указывает на проблему материальных и социальных барьеров, с которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями.
Интересны в этом свете примеры из области "неофициальной" советской культуры, которая возникла как принципиальный ответ широких слоев отечественной интеллигенции на систему ограничений и запретов в публичной сфере тех времен. "Неофициальное" искусство и литература, "самиздатовская" печать, независимые правозащитные группы в годы брежневского "застоя" развивались в тесной взаимосвязи. В их числе – целый ряд самоорганизованных групп людей с инвалидностью ("Инициативная группа защиты прав инвалидов СССР", "Прометей", "Искра", "Феникс"), которые стремились нарушить публичное молчание в отношении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.
Примеры сближения этих контекстов отчетливо обнаруживают себя в творчестве Вадима Сидура (1924-1986) – советского скульптора и художника, ветерана и инвалида Великой Отечественной Войны, чьи работы представляют центральную часть экспозиции проекта. Именно он одним из первых в послевоенном отечественном искусстве активно обращается к теме инвалидности. И в качестве отклика на трагедию войны, искалечившей миллионы людей, включая его самого. И в более широком смысле – создавая пластические решения, в которых реальный опыт физической и психологической травмы трансформируется в обобщенные образы исключения, невозможности, остракизма.
На волне широкого общественного внимания, которым в первые годы после смерти автора были окружены его творчество и фигура, в мастерской художника, а затем и в недавно созданном музее его творчества, была организована серия экскурсий для выпускников и воспитанников Загорского детского дома-интерната для слепоглухих. В ходе них люди с тяжелыми "сочетанными" нарушениями зрения и слуха впервые в нашей стране получили возможность знакомства с так называемым "формалистским" искусством. По отзывам многих из них, пластический язык модернистской скульптуры оказался даже более понятен незрячим людям, чем общепринятый реализм. Уникальные видеохроники этих визитов также стали частью нашего проекта.
В рамках экспозиции в диалог с работами Сидура вступают скульптуры ленинградских и петербургских авторов – как сверстников мастера, так и наших современников. Среди них произведения Льва Сморгона, Роберта Лотоша, Александра Позина и др.
В рамках проекта эти базовые темы и смыслы призваны стать платформой для коллективного опыта, участниками которого смогут стать все люди без исключения и разделения. Опыта, для которого произведение искусства не представляет собой раз и навсегда зафиксированный смысл, а выступает в качестве источника новых общественных ситуаций и равноправных связей.
Экспозиция будет снабжена элементами доступности для людей с ограниченными возможностями и открыта для тактильного осмотра. В период работы выставки в сопровождении профессиональ