Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Ритуальные практики Японии"

1958

Страница создана 19.04.2016 и обновлена 22.02.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 19 апреля 2016 г. 16:00
по 23 мая 2016 г. 10:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 314-30-80 Государственный музей истории религии
СПб, ул. Почтамтская, д. 14/5 на карте
  Садовая (1.1 км построить маршрут до метро)
  Сенная площадь (1.2 км пройти от метро)
  Спасская (1.2 км)
  Адмиралтейская (900 метров)

Адмиралтейский район
 

Внести изменения Внести изменения
 

Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную сложной теме японского ритуала и обряда. Выставка позволит приоткрыть завесу загадочности и мистики скрывающую самое сердце японской религиозной традиции. На выставке представлено более 60 предметов, рассказывающих о ритуалах легендарных горных отшельников, домашних обрядах японской семьи, храмовых торжествах и народных традициях. Уникальные предметы различных культов позволят окунуться в таинственный мир старой и современной Японии.

Японская религиозная традиция разнообразна и синкретична. Многообразие ритуалов и обрядов различных религиозных направлений, которые бытуют на территории Японии, не разделяют это единство, но наполняют его самобытностью, красотой и мистикой.

Основной религиозной моделью древней Японии был шаманизм, характерный для многих архаических культур. Шаманы, прорицатели и вещатели служили связующим звеном между человеком и многочисленными богами, населявшими, по преданиям, японские острова. Однако эти верования нельзя было назвать цельной религией. В VI в. из Китая через Корею в Японию проникает буддизм, и Япония впервые сталкивается с развитой религиозной системой и обширным ритуально-обрядовым комплексом. На первый план в буддийском ритуале выходит искусство, и сам ритуал становится пышным, богатым и ярким.

Под влиянием буддизма местные религиозные культы и верования стремительно приобретали вид оформленной религии, которая получила название синто – путь богов. Мифопоэтическое сознание, присущее всем архаическим культурам и японцам в частности, породило целый комплекс обрядов, ритуалов и верований, берущих свое начало в преданиях, легендах, мифологических сюжетах. В каждой провинции был свой цикл легенд и мифологических сказаний, регулирующих жизнь общины, как в ритуальной, так и в повседневной сфере. В 712 г., уже после знакомства с буддизмом, по повелению правящего дома все мифы были собраны и переработаны в сборник «Кодзики», призванный унифицировать религиозные представления Японии и каким-либо образом отделить от набирающего силу буддизма. Именно в этом труде на первый план выходит Аматэрасу – солнечное божество, и соответственно мифологический свод, формирующий комплекс норм и ритуалов. В VIII в. проводится «опись» всех божеств – ками и строится множество святилищ. При императорском дворе формируется институт синтоистских жрецов (каннуси), усложняется культ, разрабатывается обрядность.

Выставка включает 4 масштабных раздела. Первый раздел «Отшельнические практики» повествует о ритуалах двух больших течениях монахов-отшельников ямабуси и комусо, принадлежащих к разных буддийским школам. Ямабуси (япон. «скрывающийся в горах») – горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями. Обряды и ритуалы, проводимые ямабуси, во многом основаны на практиках «тайного учения», наиболее известные из них кадзи – обряд обмена дарами с буддой, и гома. Гома – ритуал, входящий в аскезы огня. В ходе обряда подвижник сжигает в огне ритуальные дощечки, символизирующие человеческие страсти. Важную роль в этой традиции играет изображение почитаемого. Когда страсти сгорают, подвижник может достичь слияния с выбранным буддой или божеством. Считается, что в результате подвижник получает его силу и чудесные способности. Комусо – монахи пустоты, члены буддийского течения фукэ, одного из ответвлений школы дзэн; бродячие монахи-музыканты. Особенностью этого направления является так называемый суйдзэн – «духовой дзэн», где просветление достигалось посредством игры на сякухати.

Второй раздел «От буддийского храма к домашнему алтарю». Распространение буддизма в Японии стало эффективным инструментом в проведении политики централизации. Буддийский храм стал единственным легитимным местом для проведения обрядов, в том числе и по защите страны. Храмовый комплекс обычно обносился оградой, с южной стороны которой находились главные ворота. В центре размещались культовые постройки, огороженные обычно по прямоугольному периметру галереей. Внутри огороженной центральной части друг за другом, с юга на север, располагались пагода, за ней «золотой павильон» (яп. кондо), главный церемониальный зал всего комплекса. Здесь находился буддийский алтарь, символизирующий центр мира – гору Сумеру. Между оградой и галереей размещались колокольня, хранилище сутр, трапезная, по сторонам от которой жилые помещения монахов.

Обряд О-бон – праздник поминовения усопших – пришел в Японию вместе с буддизмом как буддийский обряд улламбхана (с санскр. – переправа). Смешавшись с японскими верованиями в ками и почитанием предков, О-бон стал важнейшим ритуальным действом Японии вплоть до современности. Праздник длится три дня. Считается, что души умерших родственников возвращаются в это время к живым. Для привлечения душ родных обустраивается специальный алтарь – сёрё-дана, на котором располагаются поминальные таблички ихай, подношения в виде свечей, курений, цветов, а также та еда, которую любил покойный. Часто на алтарь помещают «средства передвижения» для предков: огурец с воткнутыми соломинками, символизирующий быструю лошадь, на которой прибывает умерший, и баклажан, символизирующий медлительного быка, на котором тот отбывает обратно.

Третий раздел «Синтоистские обряды» посвящен огромной роли ритуальных обрядов в общественной жизни Японии. Культ многочисленных ками, шаманизм и сопутствующие всему этому магические действия предопределили развитие обрядовой практики. Общение с божествами предполагало особую обстановку, которая создавалась во время празднеств, а стержнем последних был ритуальный обряд – мацури. Идейной основой обрядов, связанных с «общением» с божествами (т. е. практически всех мацури) является стремление простого смертного приобщиться к божественной силе. Например, ритуальное вкушение риса считалось соединением с божеством риса и приобретением могущества за счет такого единения. Фестиваль Сэцубун – один из древнейших в Японии. Празднуется он в феврале и знаменует приход весны, отсюда его название – «разделение сезонов». Сэцубун одинаково важен и для буддийской и для синтоистской традиции Японии. Традиционно фестиваль связан с ритуалом изгнания демонов под названием мамэмаки.

Завершает выставку раздел «Народные почитаемые», в котором помимо прочего представлены акварельные изображения наиболее почитаемых персонажей буддийского пантеона, например Каннон ((санскр. Авалокитешвара) – олицетворение милосердия или Богиня Бэндзайтен (санскр. Сарасвати) – индийское божество семейного счастья, покровительница искусств и красноречия.

Выставка продлится до 23 мая 2016 года

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеСамый большой фуд-корт в Санкт-Петербурге Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеКонцертная площадка Comedy PlaceКонцертная площадка Comedy Place
Отзывы о событии Выставка "Ритуальные практики Японии"Пожаловаться
Общая оценка  10.00
Оценить событие   
25 апреля 2016 г. 09:55 10
С большим удовольствием посетили открытие выставки! Концерт аутентичной японской музыки дополнил впечатление от экспозиции, а лектор подробно рассказал об удивительных экспонатах. Экраны, демонстрирующие ритуальные практики японских монастырей, также создавали атмосферу - интересно было даже ребёнку 6 лет.

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Анастасия31 марта 2019 г. 11:05
Экскурсия прошла восхитительно. Так доступно и интересно расказали про религии мира. Также мы наглядно познакомились с атрибутами. В общем, мы довольны.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Дарья30 марта 2019 г. 18:18
Очень интересный музей о религиях народов разных времен. Меня интерисует эта тема. поэтому приехав в Питер. я посетила именно это напраление. Довольна!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оксана21 апреля 2018 г. 18:03
Хамский персонал, который портит настроение на день вперёд. Не советую.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Евгения4 ноября 2014 г. 9:42
вчера ходили в этот музей, был 1-й понедельник месяца,на сайте музея четко указано что это день свободного(бесплатного)посещения,НО ,прийдя мы увидели обьявление что бесплатный день переносить с 3-го на 10-е ноября,,,,ну мы,естественно,уже не стали менять планы,а купили билеты и пошли,,,, и так поступили многие,не будешь ведь уходить,уже запланировали,приехали,пообещали детям,это возмутительно,это жульничество!!! сначала заманить"бесплатным " билетом,а потом перенести,зная что люди ,а их было немало в "бесплатный" день, никуда не денутся,пойдут и за деньги. при чем на сайте музея о переносе социального дня не сказано было ни слова!!! безобразие!!! обман!!!отвратительно!!! НЕТ СЛОВ ПРИЛИЧНЫХ ЧТО Б ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Аннапетербург30 мая 2014 г. 11:38
Музей создан потрясающий. Прекрасно, что туда на экскурсии водят школьников. Дети в восторге от экспозиции. Но с экскурсоводами в музее проблема. Как сказал мой ребенок, экскурсия была скучная и показывали "не то". Более того, экскурсовод оказалась не готова и психологически работать с детьми - вступила в конфликт с 11-летними детьми. Видимо нынешний директор музея ответственный хранитель, но не музейщик и поэтому не способна развивать проект.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю