Выставка знакомит с коллекцией лаковой миниатюры из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина, которая включает более 130 предметов. Впервые в таком объеме представлены работы мастеров старейших фабрик Вишнякова, Лукутина и основных центров русских народных промыслов: Федоскино, Мстёра, Палех, Холуй.
Используя технику старых мастеров живописи, художники создали особый мир, в котором оживают бескрайние просторы полей и лесов, удалая русская пляска и девичий хоровод, стремительный бег запряженных тройкой лошадей. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Тонкий и плавный рисунок, обилие золотой штриховки, четкость силуэта фигур характерны для работ первых художников Палеха И. И. Голикова, И. И. Зубкова, В. В. Котухина.
Сказочные сюжеты — богатейший материал для исконно-русских промыслов. В XX веке одной из главных тем для художников Палеха стало творчество А. С. Пушкина. В их работах отразилась яркая образность и гармония его поэзии. Интересны находки художников Палеха в иллюстрациях к поэтическим произведениям Н. А. Некрасова. В середине 1950-х годов к ним обращались В. Д. Дудоров, К. М. Мельников, А. Д. Бобанов. Художники следующего поколения — В. Е. Рябов, Е. Д. Святозарова, В. А. Буторина, Т. М. Ходова, Н. Н. Смирнова, Д. Ю. Щаницын — продолжили традиции мастеров лаковой миниатюры. Искусство русских лаков остается живым и современным.
В прозрачных витринах, оформленных под палехские шкатулки, как драгоценности выставлены ларцы, панно, портсигары, марочницы, броши.
Об истории развития лаковой миниатюры в России напомнят кадры документального фильма.