Художнику Григорию Израилевичу (1924-1999) были подвластны многие жанры и фактуры: скульптура и фотография, живопись и графика, изобретенные им «дровизмы». В небольшой экспозиции в галерее «Сарай» представлены менее известные и редко экспонируемые работы Израилевича, сделанные в технике керамики.
Григорий Израилевич родился в Ростове-на-Дону, окончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Он был одним из последних студентов, кому посчастливилось учиться у Николая Николаевича Пунина. Но что мог проектировать молодой, энергичный, талантливый архитектор в те времена? Унылые здания-коробки в спальных районах или типовые проекты «распашонок» с совмещенными санузлами? И Григорий Израилевич уходит из архитектуры, вступает в Союз художников как график, но архитектурному мышлению не изменяет. Он оформляет интерьеры кафе, ресторанов, клубов, находя оригинальные решения, которые даже по нынешним временам кажутся авангардными. Это был путь к творческой свободе, единственно возможный в то время. Именно такие работы представлены на выставке.
Экспозиция делится условно на четыре части: блюда кузнецовского фарфора, купленные за копейки на барахолке и превращенные в уникальные произведения искусства, фотографии таких работ, сделанные художником, абстрактные композиции. Отдельная серия носит название «Пророки», возвращая к монументально й составляющей его творчества.
«Мои работы – дети мои. Я вижу их недостатки, знаю, что их нельзя оставлять на поругание, но испытываю физическую боль, уничтожая их. В каждой работе – частица мысли, кусочек чувства и это даже в неудачных, и более того, удачные работы пустее, поверхностнее. Иногда смотрю на красивые работы – а они без веса, без мяса, без крови – зачем они?» (Григорий Израилевич)