Время правления Екатерины II можно назвать «золотым веком» русской наборной мебели. Проводимая ею политика покровительства «ремеслам и художествам» имела следствием расцвет всех видов творческой деятельности, в том числе, как написано в одном из архивных документов, искусства «украшения из разноцветных дерев». Именно в этот период сложился тот особенный, неповторимый художественный почерк, который и по сей день позволяет выделять на фоне бесчисленных образцов европейской мебели изделия именно русской работы. Посетители выставки смогут увидеть редкие по красоте набора произведения 1760-1800 гг. В их художественном оформлении отражены основные тенденции развития русской «наклейной» работы. Карточные столы, угловые шкафчики, столики-бобики, бюро, - все эти модные формы мебели, пришедшие из Западной Европы, были быстро освоены отечественными мастерами и украшены в духе времени, когда на смену барокко пришли благородно-сдержанные мотивы классицизма. Декоративные композиции французской, английской, немецкой мебельных школ, служившие источников вдохновения для многих исполнителей, приобретали на местной почве свою оригинальную интерпретацию, нередко обогащенную народными фольклорными мотивами.
Среди экспонатов выставки есть работы таких первоклассных мастеров, как Никифор Васильев, Христиан Мейер, Матвей Веретенников, имена которых сейчас хорошо известны не только в России, но и попали во многие европейские энциклопедические издания. Несомненный интерес вызывает, например, впервые представленный публике карточный стол работы М. Веретенникова. Его сложная многофигурная композиция на библейский сюжет («Возвращение блудного сына») является одним из самых виртуозных по мастерству исполнения образцов наборной мебели эпохи Екатерины II. Отдельную группу составляют изделия с «программными» мозаичными композициями. В условно-аллегорической форме они отражают основные события своего времени: военные победы, успехи градостроительной политики, расцвет усадебного хозяйства.
Выставка дает представление о различных приемах украшения предметов в технике маркетри, используемых инструментах, а также тех иллюстрированных изданиях XVIII в., которые служили наглядным пособием для мастеров «наклейной работы». В состав экспозиции впервые включены акварели из фондов Государственного Эрмитажа и фотографии из архива музея «Петергоф»: на них запечатлены ныне утраченные изделия русской «наклейной мозаики», некогда украшавшие покои императорских дворцов.
Материалы выставки отражены в богато иллюстрированном каталоге, над которым работали Н.Ю. Гусева (Государственный Эрмитаж) и О.С. Кислицына (ГМЗ «Петергоф»).