Тема войны, как и тема любви, вечна. И бесконечны формы ее осмысления и воплощения.
В работах художников по металлу Антона и Павла Якушевых образ войны – это и ретроспекция, отсылающая к великим сражениям прошлого, и интроспекция, точно фиксирующая настоящий момент. Деструкция сознания современного человека проявляется здесь в самой концепции центральных образов: война есть расчеловечивание человека на всех уровнях. Образы здесь многозначны, а значения – диаметрально противоположны. Каждая работа открывает полярные грани смыслов: апофеоз зла, смерти и, напротив, трагедия искалеченного войной человечества, которое видится уже за пределами реального бытия. Безногие и безрукие солдаты движутся к невозможным, неосуществимым целям, к нерождённым детям. Эти скитальцы с чайниками и котомками наперевес обречены теперь на вечную свободу. Метафорой настоящего здесь становится образ расстрелянного времени, которое, в отличие от мягкого растекшегося времени Дали, грубо и материально. И особая стилистика малых форм, отличная от монументального искусства, создает сильное эмоциональное напряжение: тревожная ассоциация с детской игрой в оловянных солдатиков, которыми, возможно, будет играть наше больное поколение.
Идея проекта «Война под листьями» начала зарождаться у авторов во время экспедиций по местам сражений Великой отечественной войны. В этих походах присутствовала атмосфера сопричастности тем далеким событиям. Страшные находки – останки погибшихкак с советской, так и с немецкой сторон, будоражили сознание. Мысли и чувства, которые возникали, побуждали к творчеству. Свой замысел авторы воплощали на протяжении нескольких лет, создавая образы солдат, навсегда заблудших в сумерках поля боя. Пока не найден последний из них, война продолжается...
Антон и Павел Якушевы – художники из подмосковной Коломны. Братья на протяжении многих лет занимаются металлической скульптурой, но у каждого из них есть свои творческие предпочтения. Антон увлекается художественной графикой и кукольной анимацией, Павел – стрит-артом и написанием рассказов.
Антон и Павел, будучи еще студентами художественно-графического факультета Коломенского Педагогического Института, начали художественную работу с металлом, применяя различные техники и проводя творческие эксперименты. На их счету десятки тематических проектов и выставок, как совместных, так и индивидуальных. И они на редкость разнообразны: «Тяжелая иллюстрация» (металлические картины-иллюстрации к поэме В. Ерофеева «Москва–Петушки»); памятник Коломенскому Водовозу, который стал городской достопримечательностью и включен в путеводители; оборудование для Коломенской пастилы, изготовленное по старинным чертежам.
Но лейтмотив, который можно проследить во всех художественных проектах Антона и Павла – гуманизм, любовь и сострадание к человеку. Авторы создают для своих героев отдельные миры: сны, заоблачные города, потустороннюю реальность... В этих мирах есть надежда на осуществление неосуществимого. И вечный спутник авторских проектов – образ ангела – тому свидетель.