Акварели, представленные на выставке, созданы петербургскими художниками - участниками VIII и IX Выборгского пленэра СПб Общества акварелистов.
Акварель – подвижная, своенравная техника – позволяет запечатлеть мгновение, а это так важно для Выборга, чей облик постоянно меняется, соединяя черты прошлого и настоящего. Виды Выборгского замка, парка Монрепо – эти традиционные для художников сюжеты дополнены акварелями, созданными в Савонлинне, во время пленэра в Финляндии. Выставка продолжает традиционную для петербургских художников тему путешествия во времени и пространстве.
Знаменательным событием в развитии петербургской акварели явилось создание в 1880 году кружка акварелистов, ставшего семь лет спустя Обществом русских акварелистов. Согласно Уставу Общества, утвержденному 11 июля 1887 года, целью объявлялось содействие «успеху и развитию акварельной живописи в России». Первым председателем общества стал академик Альберт Бенуа.
В 1907 году Общество по Высочайшему рескрипту стало именоваться Императорским, однако в 1918 году оно в силу исторических обстоятельств вынужденно прекратило свою деятельность. Восстановлено и зарегистрировано Общество было только в конце девяностых годов по инициативе члена Санкт-Петербургского Союза художников Нины Дьяковой, первого председателя Общества, и Заслуженного деятеля искусств Абрама Раскина. С 2003 г. председателем общества является член Санкт-Петербургского Союза художников Юрий Шевчик.
Общество осуществляет целый ряд выставочных проектов, наиболее значительным из которых является Международная Биеннале акварели Арт-Мост-Акварель и одноименный Международный конкурс акварели. В 2017 году в выставочном корпусе Юсуповского дворца в Петербурге прошла уже Девятая Биеннале.
С Выборгом, парком Монрепо, Выборгским замком художников связал Выборгский пленэр – многолетний международный проект. Акварели известных мастеров и начинающих художников различных стилей и направлений составили внушительную коллекцию прекрасных, с любовью и восхищением написанных картин.
Выставка в Костеле Святого Гиацинта – это работы художников последних лет. Не только выборгские пейзажи представлены зрителям, но и акварели, написанные участниками пленэра в Финляндии, в Савонлинне. Образ крепости с башней Святого Олафа как будто вступил в своеобразный диалог с суровой крепостью Олавинлинна.
Сейчас, когда Выборг и Монрепо восстанавливают свой исторический облик, акварели участников пленэра становятся своего рода раритетом – здания, ландшафты, улицы становятся иными, чем прежде, а акварели сохраняют то, что уже никогда не вернется, но оживает под кистью художника.