Персональная выставка Ирины Гагариной разворачивает актуальную и уже ставшую традиционной проблему единства и различия западной и восточной культур. Художника интересуют обе парадигмы, представленные в разных залах экспозиции.
Первая часть выставки обращается к европейской традиции. Героями портретов становятся известные люди современного западного цивилизованного общества - режиссеры, актеры, футболисты и т.д. Однако жанровый канон трансформируется, в портрете возникает иллюзия стереоскопического эффекта. Классическая большеформатная живопись маслом кажется объемной 3D фотографией. Экспериментальный характер работ усиливают инсталляции Данилы Гагарина, в которые вписывается каждое полотно. Заплутавший в лесу Ларс фон Триер в шапке из провозглашающего «Хаос идет» лиса, оказавшийся в клетке непонятно за какие преступления Зинедин Зидан, сияющий множеством огней французский россиянин Жерар Депардье и многоокий герой-любовник Марчелло Мастроянни – образы обрастают новыми смыслами и коннотациями. Но выполненный в той же объемной манере детский портрет задает иное направление. Эфемерные мыльные пузыри играют с восприятием и раздвигают пространство. Но содержательно художественная задача автора переходит из внешней интеллектуальной во внутреннюю духовную. Детские образы объединяют европейский и азиатский миры, апеллируют не к играм цивилизации Запада или экзотичности Востока, а к их общей душе.
Восточная часть выставки действительно ярко-экзотична. Живопись и графика изображают юго-восточную Азию (Индонезию, Малайзию, Камбоджу, Мьянму, Вьетнам и тд.). Здесь царят пейзаж и портрет. Автор погружается в суть страны через природу, древнюю историю, ландшафт и людей. Живопись отражает буйство жизненных сил, природы и красок, четкость графики подчеркивает структурированность, размеренность и темпо-ритм этого мира. Но душа его опять же познается через образ ребенка, все объединяющий и главный. Артем Магалашвили