23 марта в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков откроется выставка произведений Екатерины Звонцовой – дань памяти талантливой художницы с добрым, искренним взглядом на мир.
Екатерина Звонцова (1947 – 2006) родилась в Ленинграде, в семье художников Василия Звонцова и Марии Рудницкой, что не могло не сказаться на выборе профессии. Пример и поддержка отца, образование, полученное в Институте имени И.Е.Репина в мастерской выдающегося художника Алексея Пахомова, помогли ей стать мастером практически всех графических техник. Акварель, гуашь, карандаш, офорт, сухая игла, резцовая гравюра были освоены ею в совершенстве.
Содержательная сторона искусства автора отражает непреходящую любовь к окружающему, умение черпать вдохновение в простых вещах с их постоянством и в природе с её переменчивостью. Эта любовь привела художницу в 1980-е годы к жизни в Псковской деревне Чернецово. Там она создала последнюю, лучшую серию работ, которая ведёт проникновенный рассказ о тихой, безыскусной жизни. Это деревенские пейзажи, интерьеры, натюрморты из обыденных предметов сельского быта, изображения птиц и животных, которые живут в гармоническом единстве с человеком, перенимая характер его поведения, подчиняясь общей размеренности его существования.
Именно эти работы, пронизанные сдержанной лирикой, ощущением тихой и неприметной красоты бытия, будут представлены на выставке «Тихая жизнь». В сумасшедшем ритме современной жизни они словно зовут нас остановиться, вернуться к корням и по-новому осмыслить истинную природу вещей.
Выставка Левона Лазарева
«Страсти по человеку»
23 марта в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков откроется выставка произведений известного петербургского скульптора Левона Лазарева.
Левон Лазарев (1928-2004) работал с различными видами и жанрами изобразительного искусства. В скульптурных, графических, живописных портретах и композициях он создавал запоминающиеся образы, намечая выход к общечеловеческим вопросам, взаимосвязи человека и общества, религии, природы художественного созидания. Его произведения наполнены психологической остротой, они трагичны и чувственны, ироничны и философичны.
Помимо станковой пластики, Лазарев хорошо известен как автор установленных в Петербурге многочисленных памятников, мемориальных досок и надгробий, среди которых «Памятник пожарным, погибшим в годы Великой Отечественной войны», памятник Андрею Сахарову, надгробие Евгения Мравинского, мемориальные доски Луи Пастеру, Аркадию Райкину и многие другие. Его монументальное творчество органично вливается в нравственную атмосферу города-легенды, города-музея, является прекрасным примером корректного вхождения нового искусства в существующую среду.
Творчество Лазарева как нельзя лучше характеризуют слова артиста Армена Джигарханяна: «Его искусство беспокоит, не даёт ожиреть душе, заставляет думать и сострадать, чтобы понять прежде всего себя».
Выставка «Страсти по человеку» представит широкий диапазон творчества Лазарева: скульптуры, графические и живописные произведения разных лет во всём разнообразии его тематических предпочтений. Среди вошедших в экспозицию работ — скульптурные портреты Гоголя и Пушкина, Комитаса и Моцарта, Товстоногова и Дягилева, живописные портреты Шостаковича и Джигарханяна, эскизные проекты памятников пожарным и Сахарову, графические серии обнажённой натуры. Главным экспонатов выставки является последнее произведение Лазарева — масштабная композиция «Бегство в Египет» 2004 года, по сути, завершившая долгий жизненный и творческий путь выдающегося скульптора.
Выставка Софии Азархи
«Игрушки оживают ночью»
23 марта в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков откроется персональная выставка Софии Азархи — художницы, сценографа и историка моды.
София Азархи (род. 1951) создает произведения в разных видах искусства — графика, панно, коллажи из тканей и инсталляции. Соединяя ткани с бумагой и кожей, дерево с железом, используя утилизованные объекты, вещицы быта, детские игрушки, она превращает отжившие свой срок предметы в произведения искусства, вдыхает в них эстетическое начало и наполняет эмоциональным содержанием. Искусству Софии Азархи свойственны образная цельность и эмоциональная наполненность. Художница всегда вступает в диалог с окружающим миром и с энтузиазмом отзывается его богатству. Быть может, в этом игровом подходе заключена главная жизненная мудрость — удивляться каждому моменту и открываться неизвестному.
Экспозиция «Игрушки оживают ночью» объединяет произведения разных лет и разных творческих проявлений автора. Художница погружает зрителя в мир театрализованных историй: персонажи сказок и легенд, диковинные животные, птицы, рыбы, ангелы, воины, природные стихии и люди живут в едином пространстве художественных преображений. Детские воспоминания автора становятся материалом для создания целых серий. Через «Комнаты» (2020-2021) можно заглянуть в детскую спальню с ее мистикой и страхами. «Детский альбом» (2020) П.И. Чайковского передает впечатления от прослушивания сборника пьес композитора. А «Автопортреты» (2020) и «События» (2021-2022) восходят к личным и очень трогательным переживаниям художницы.
Порой фантазии Азархи приобретают сюрреалистический характер. Прекрасные нимфы в «Саду Гесперид» (2009) уподоблены коренастым, далеким от совершенства женским персонажам, вызывающих улыбку нелепостью своего бытования. Ассамбляжи из музыкальных инструментов объединяются в серию «Герметический кабинет» (2007). Перед нами раскрывается странная, метафизическая реальность, где неживая природа предметов, обладая особым эмоциональным магнетизмом, втягивает зрителя в параллельный мир. В этом же стилистическом ключе создана и серия «Палестра» (2003), состоящая из трехлитровых стеклянных банок. В вакууме концентрируется энергия наших воспоминаний. Они всплывают в виде фрагментов подлинных, уже ставших раритетными игрушек автора, будоражащих и нашу память.