С 27 сентября по 12 октября 2018 года в ключевых концертных залах Петербурга фестиваль представляет пять концертов, премьеру барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века - постановку школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».
Самый авторитетный российский форум старинной музыки в аутентичном исполнении занят в этом году очевидными и скрытыми связями искусств и наук – поэзии и драмы, риторики и музыки, истории и астрономии. Не менее важна для фестиваля темаоткрытия и его доказательства. Концерты фестиваля убеждают: самые сногсшибательные теории могут быть подтверждены силами самой музыки.
Главные фигуры фестиваля: впервые в России британские звезды аутентизма Эндрю Пэрротт и его The Taverners Choirand Players; частый гость фестиваля английский барочный арфист Эндрю Лоуренс-Кинг; немецкий хореограф Клаус Абромайт; собственные коллективы и верные соратники фестиваля – «Солисты Екатерины Великой», «Барочный балет Анджолини», барочный актер Данила Ведерников, барочный скрипач Андрей Пенюгин, модельеры Лариса Погорецкая и Лилия Киселенко.
27 сентября в Академической капелле XXI Международный фестиваль откроется российской премьерой: один из важнейших аутентистских коллективов мира The Taverner Choirand Players под руководством Эндрю Пэрротта исполнит одно из ключевых произведений европейского барокко – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха. Британский дирижер и музыковед Эндрю Пэрротт основал The Taverner Choirand Players еще в 1973 году. Впервые записал баховские «Страсти по Иоанну» в 1990-м, с тех пор запись много раз переиздавалась и до сих попадает в выборки лучших дисков и лучших интерпретаций Баха по версиям ведущих музыкальных журналов Европы и мира.
3 и 5 октября в Эрмитажном театре состоятся вечера барочного балета, посвященные 200-летию со дня рождения создателя русской балетной школы Мариуса Петипа. Продолжая работу, начатую в прошлом, юбилейном сезоне Earlymusic, хореограф Клаус Абромайт, «Барочный балет Анджолини» и «Солисты Екатерины Великой» представляют премьеру балета в трех новеллах. «Венецианский карнавал. Комедия масок», «Людовик XIV — король-танцор», «Царицы Севера» - это авторские спектакли, основанные на итальянской и французской школах танца XVII века и русских балетных традициях XVIII века. Костюмы к постановкам создает модельер Лариса Погорецкая.
7 октября в Творческом пространстве «Пальма» остроумно совместившем «уходящую натуру» барочного театрального зала с духом современного коворкинга,состоится музыкально-поэтический марафон «День барочной поэзии». Художественный руководитель фестиваля Андрей Решетин представляет широкой публике свои последние открытия в области поэтической ритмики XVIII века и ее связи с музыкальным движением. Правила риторики – искусства убеждения – едины для поэзии и музыки, что и будет доказано в двух концертах:
13:00 - «Дегустации»: басни и любовная поэзия А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, А. Сумарокова, И. Крылова прозвучит вместе с оперными ариями В. Ф. Баха, Г.Ф. Раупаха, Б. Галуппи, Дм. Бортнянскогои др. в исполнении «Солистов Екатерины Великой»и солистов-сподвижников фестиваля Елизаветы Свешниковой, Веры Чекановой, Юлии Хотай, Виталия Соболева, Ильи Мазурова, Анастасии Бондаревой.
16:00 - «Езда в остров любви»: барочный актер Данила Ведерников и Андрей Решетин читают стихи из галантного романа Поля Тальмана«Езда в остров любви» на старофранцузском, а их перевод Василия Тредиаковского – на русском языке XVIII века. Камерную музыку Версаля - Ж. Оттетера, Фр. Куперена, Ж.-М. Леклера–исполняют профессора Московской консерватории Ольга Мартынова (клавесин) и Ольга Ивушейкова (флейта-траверсо).
Венцом дня в 19.00 станет первое исполнение школьной драмы «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триехотроцех, в пещи не сожженных» Симеона Полоцкого – богослова, драматурга, придворного поэта, астролога и наставника детей царя Алексея Михайловича. Постановщики Данила Ведерников и Андрей Решетин. Исполнители – «Барочный балет Анджолини» и «Солисты Екатерины Великой», костюмы Лилии Киселенко.
Рифмой к «Дню русской поэзии» станет концерт 11 октября в Меншиковском дворце «Опыты риторики»: частый гость фестиваля, блистательный британский арфист Эндрю Лоуренс-Кинг представляет коллаж из английской поэзии и музыки XVII столетия.
12 октября XXI Международный фестиваль Earlymusic закроется уникальным концертом в планетарии «Люмьер-Холл». «Astronomy domine" - это российская премьера, антология произведений английского астронома и композитора немецкого происхождения Уильяма Фредрика Гершеля (1738 - 1822). Первооткрыватель планеты Уран и ее спутников, инфракрасного излучения, отстаивавший теории о том, что Млечный путь имеет форму диска, а Солнечная система является частью Млечного пути, а также о том, что все планеты обитаемы, а под горячей атмосферой Солнца находится твердая поверхность планетарного типа, написал 24 симфонии и множество камерных опусов.
Музыка астронома обнаруживает крайне необычные для своего времени эксперименты с формой, гармонией и голосоведением. Концерт для альта с оркестром ре минор, Каприччио для скрипки соло, Симфония № 8 до минор, Кэтчи и Te Deum прозвучат гимном пытливому уму в исполнении Андрея Пенюгина (скрипка, альт) и «Солистов Екатерины Великой».