899
В Петербурге завершился международный фестиваль искусств "Дягилев. P.S."
27-го ноября вечером балета "Петипа. P.S. Метаморфозы. XXI век" завершился девятый международный фестиваль искусств "Дягилев. P.S.", который в этом году был посвящен 200-летию со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа.
«Век нынешний и век минувший» - так можно назвать сквозное действие балетной программы фестиваля, составители которой отдав должное историческому аспекту, все-таки сосредоточились на том, как трактуют наследие Петипа балетмейстеры XXI столетия.
Для постановщиков этих спектаклей важен и интересен культурно-исторический миф, и может даже социокультурный феномен, который когда-то Петипа принес в мир. То есть их интересует сюжет в комплексе с этическими и историческими проблемами и аллюзиями, и все это каждый хореограф трактует исключительно по-своему, ни в коем случае не повторяя Петипа.
- Наталья Метелица, художественный руководитель фестиваля.
Открылся фестиваль Международной научной конференцией «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», которая прошла 17 и 18 ноября.
21 ноября, Спектакль «Баядерка. Пространство иллюзии».
Спектакль японской танцевальной компании Noism открывший фестиваль, вернул сюжет о любви и гибели храмовой танцовщицы из романтического контекста туда, где ему по логике вещей и нужно находиться – в жесткую архаику, в мир, где грозным божествам приносят бесконечные жертвы. Авторы спектакля - художественный руководитель и хореограф Дзе Канамори и сценарист Ориза Харита объединили в одном художественном высказывании и в едином сюжете балетный спектакль и представление традиционного японского театра но. Создатели спектакля не только «усилили» сюжет историей гибели империи, но и придали трагической судьбе героев истинное величие. Они услышали и уловили, что музыка Минкуса может стать идеальным фоном и для танца и для декламации, сохранив, пусть и в новой хореографии, замысел Петипа и классические узнаваемые черты «Баядерки». Костюмы спектакля, созданные креативным директором легендарной японской модной марки Issey Miyake Йосюки Мияма в этой «полифонии» играют свою особенную роль.
22 ноября, «Девушка с фарфоровыми глазами», хореограф Татьяна Баганова, театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург.
Спектакль – второй опыт ко-продукции фестиваля со знаковыми хореографами современности (в прошлом сезоне был совместный проект с Уэйном МакГрегором ). Хореограф Татьяна Баганова и композитор Артем Ким трансформировали балет «Коппелия» в историю о манипуляциях. Кукольная пластика, внезапно сменяющаяся отчаянными рывками, костюмы с белыми гладкими корсетами, отдаленно напоминающими доспехи андроидов из «Звездных войн», множественные повторы - создают картину того самого кошмара, которые есть в первоисточнике, новелле Гофмана «Песочный человек».
22 ноября, Epic short - одна из частей спектакля «Неспящая красавица» Национального балета Норвегии, хореограф Мелисса Хоу
Epic short в ироничной форме исследует историю постановок «Спящей красавицы» от Петипа до наших дней, хореограф высмеивает всевозможные, старые и новые штампы, в том числе и те, что появились уже в новейшие времена.
23 ноября «Пахита», Урал Опера Балет, постановка Сергей Вихарев, Вячеслав Самодуров
Ироничное исследование сценических возможностей сюжета «Пахиты», от классической версии с колоритными цыганами и бравыми военными, через пантомиму в духе немого кино, к интригам за кулисами современного театра, под не менее ироничную интерпретацию музыки Эдуара Дельдевеза и Людвина Минкуса, сделанную композитором Юрием Красавиным, заканчивающееся мощным Гран-па в ослепительно белом пустом пространстве.
25 ноября, Концерт барочной музыки в честь 250-летия певицы Прасковьи Жемчуговой.
Традиционно в программу каждого фестиваля включен концерт с участием звезд классической музыки. В этом сезоне в Петербург приехали один из величайших контртеноров мира – Юрий Миненко и прима барочной сцены Анна Горбачева-Огилви. Аккомпанировал певцам ансамбль Quantum Satis под руководством Сергея Фильченко, по отзывам специалистов, этот концерт можно причислить к выдающимся событиям мирового уровня в области барочной музыки.
26 ноября, «Жизель», Dance Factory/ЮАР, хореограф Дада Масило.
История любви и предательства , помещенная в контекст другой культуры, все равно остается таковой, и труппа Dance Factory рассказывает ее на пределе эмоций – в диапазоне от щемящей трогательности, до ошеломляющей ярости. Дада Масило поставила этнический спектакль, но внимательный взгляд увидит в этой хореографии, особенно в пронзительных дуэтах Жизели и Альберта, отсылку к современной европейской традиции, которую Масило, будучи участницей брюссельской хореографической лаборатории Х-group Анны Терезы Де Кеерсмакер прекрасно знает и понимает.
27 ноября, вечер балета «Петипа. P.S. Метаморфозы. XXI век»
Это не гала-концерт, от которого зритель ждет феерического восторга от мастерства и техники исполнительства. Программа этого концерта скорее аналитическая и построена на сопоставлении канонических хореографических текстов балетов Петипа и авторских прочтений классических сюжетов хореографами XX-XXI веков.
- Наталья Метелица, художественный руководитель фестиваля.
Программное высказывание организаторов фестиваля наглядно продемонстрировало, как трансформировались хореографические идеи и как менялась трактовка легендарных образов, созданных Петипа с течением времени, под влиянием различных эстетических систем и национальных культур. Были представлены такие знаковые для современного балета имена, как Ролан Пети, Матс Эк, Мэтью Борн, Джон Ноймаер. Многолетний участник фестиваля Анжелен Прельжокаж показал в этот вечер премьеру своей новой работы Ghost. На сцену вышли балетные звезды из России, США, Италии, ЮАР, Армении и Великобритании. Завершился вечер выступлением студентов Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Эта символическая точка – и знак преемственности поколений, и одновременно взгляд, устремленный в будущее искусства танца.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|