773
На выставку "Две «Хованщины» Федора Шаляпина" ждут гостей
Выставка представлена в Музее-квартире Ф. И. Шаляпина до 1 июля 2018 года.
Экспозиция посвящена двум ярчайшим работам певца в опере Мусоргского «Хованщина»: 1911 года в Мариинском театре и 1913 года в «Русских сезонах» С. Дягилева.
В 1911году по настоянию Шаляпина «Хованщина» была впервые поставлена на сцене Мариинского театра. Шаляпин выступил не только как певец, но исоавтор сценографии и режиссуры. Он привлек к оформлению спектакля своего друга и верного соратника Константина Коровина, руководил артистами и мимансом вместе с режиссером П. Мельниковым. По мнению директора Императорских театров В. А. Теляковского, Шаляпин-режиссер «был отличный, имел особую способность все просто, толково, логично не только объяснить, но каждому показать, как именно надо делать». Певица Н. Комаровская, подруга Коровина, в свою очередь, вспоминает, как художник, происходивший из старообрядческой семьи, описывал Шаляпину старые церковные обряды, читал наизусть молитвы. Вместе они намечали внешний облик Досифея, будто сходящего с древнерусских икон: величавого, сурового, с горящим пронзительным взглядом.
В 1913 году Сергей Дягилев решил поставить «Хованщину» в рамках своих «Русских сезонов». Он предложилИ. Стравинскому и М. Равелю сделать новую редакцию партитуры и оркестровку. Стравинский также досочинил финальный хор. Еще одним «козырем» Дягилева был Шаляпин, с которым был заключен договор на исполнение партии Досифея. Шаляпин потребовал оставить редакцию Н. Римского-Корсакова, и его сцены пришлось оставить в старой, знакомой певцу версии. Постановку оформил молодой художник Федор Федоровский, ученик Коровина, обладающий экспрессивным, почти авангардным стилем. На выставке представлены эскизы Коровина и Федоровского из фондов Музея театрального и музыкального искусства, в том числе из коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских.
По собственной информации Петербург2.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|