Валентин Афанасьев – музыкант и художник, родился в 1945 году в Черновицах. Потомственный дворянин. Дед – Владимир Дмитриевич Афанасьев, Действительный Тайный Советник I класса, директор департамента иностранных дел в царском правительстве. По женской линии в родстве с Борисом Годуновым и Датским Королевским Домом. Отец – Владимир Афанасьев – архитектор-художник, выпускник Санкт-Петербургской Академии Художеств, автор значительного количества общественных сооружений на территории СССР, был в дружбе с семьей Пунина-Ахматовой. Жена, княжна Вера Сергеевна Оболенская (34-е поколение от Рюрика), представительница одной из самых известных благотворительных организаций – Ассоциации Святого Владимира в России. В роду Оболенских трое святых (князь Владимир, княгиня Ольга и князь Михаил Черниговский).
Валентин Афанасьев окончил Санкт-Петербургскую Консерваторию по классу скрипки профессора Б.А.Сергеева в 1972 году. Как скрипач работал во многих ленинградских оркестрах: Радио и Телевидения, Малого театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского, Театра музыкальной комедии, в Государственном симфоническом оркестре и др.
Как художник получил известность после участия в нашумевших выставках андеграунда 70-х годов в ДК им.Газа и в ДК Невский в Ленинграде. Неоднократный участник выставок "Осеннего салона" в Париже.
Афанасьев известен изобретением уникальной системы функциональных соотношений цветов и звуков, позволяющей воспринимать музыку в цвете.
Участник художественных выставок в России, США, Канаде, Германии, Швеции, Франции, Италии, член Ассоциации русских художников в Париже.
C появлением абстрактной живописи стало возможным более определенно говорить о своего рода музыке цвета. Хотя упоминание о том, что "цвета по приятности их соотвествий могут соотноситься между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными" принадлежит еще Аристотелю. Попытку сочетать живопись и музыку осуществляли и Чюрленис, и Матюшин, и Клее, но только теперь со всей ответственностью можно утверждать, что соответствия цветозвуковых отношений установлены. Получена система, на основе которой рождается новый вид искусства. Цветозвуковая теория достаточно сложна, поэтому коротко можно сказать лишь о том, что найдены соотношения цветовых напряженностей, соответствующие напряженностям в отношениях звуков. Один и тот же звук может характеризоваться тремя различными цветами в зависимости от того, какую позицию он занимает в пространстве функциональных наклонений, в пространстве тональностей и в пространстве мелодии. Это связано с тем, что цвета спектра (в отличие от звукового ряда) располагаются последовательно – соседние цвета в спектре не являют собой контраста, а два соседних звука хроматической гаммы, звучащие одновременно, представляют собой сильный диссонанс. Это открытие, запатентованное как изобретение во Франции и России, поддержано Российской Академией наук и Международной организацией ЮНЕСКО.