С 3 по 9 января в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора» пройдет ретроспектива фильмов легендарного Альфреда Хичкока. Это был человек великого таланта, мастер саспенса и интриг, детективного жанра и триллера. Один из лучших творцов Голливуда начал снимать еще в эпоху немого кино и с годами превратился в фигуру мирового масштаба. Но будучи вовлеченным в голливудскую систему производства фильмов, он оставался автором с уникальной техникой и фирменным почерком.
Безусловно, из великого множества снятых маэстро картин как минимум с десяток заслуживают пристального внимания и разбора. В течение ретроспективы будут показаны семь из них в хронологическом порядке их создания с реставрированных цифровых копий.
Все фильмы будут демонстрироваться в оригинале с субтитрами.
3 января. Начало в 18:40
Верёвка / Rope. США. 1948
В ролях: Дик Хоган, Джон Долл, Фарли Грейнджер, Эдит Эвансон и др.
Брендон и Филипп - два успешных студента Гарварда. Под влиянием своего учителя и наставника Брендон решает совершить убийство своего сокурсника и подбивает на это и Филиппа. Спрятав тело в сундук, они устраивают вечеринку в той же квартире.
«Веревка» - первый цветной фильм Хичкока. Эта кинолента одной из первых включала очень длинные кадры, что делает ее новаторской для своего времени. Собственно, на весь 80-минутный фильм всего девять склеек, которые еще нужно постараться увидеть. Да и те сделаны, потому что на камеру в то время можно было снимать только 10 минут без перерыва.
4 января. Начало сеанса в 18:40.
Окно во двор / Rear window. США. 1954
В ролях: Джеймс Стюарт, Грэйс Келли, Уенделл Кори, Тельма Риттер и др.
Временно прикованный из-за сломанной ноги к инвалидному креслу фоторепортер от скуки начинает наблюдать за соседями, живущими в его же доме, чьи окна выходят во внутренний двор. Постоянные наблюдения наталкивают его на подозрение, что один из соседей убил свою жену.
Эту ленту многие критики считают одним из лучших детективов за всю историю кинематографа. Построенная специально для киноленты съемочная площадка была самой огромной киносценой в свое время. Все квартиры даже были адаптированы для жилья. Чтобы добиться эффекта полного погружения, режиссер используют в фильме только реальные звуки и музыку в кадре, то есть никаких дополнительных саундтреков.
5 января. Начало сеанса в 18:40.
Человек, который слишком много знал / The man who knew too much. США. 1955
В ролях: Джеймс Стюарт, Дорис Дэй, Бренда Де Банзи, Бернард Майлз и др.
Доктор Бен и Джо МакКенна, простые, ничего не подозревающие туристы, едут провести отпуск в Марокко. Вместе с ними их сын Хэнк, они наслаждаются отпуском, когда встречают мистера и миссис Дрэйтон, супружескую пару из Англии, и подозрительного, но дружелюбного француза Луи Бернара.
Говорят, в одну и ту же реку нельзя войти дважды, но Альфред Хичкок рискнул и сделал римейк собственного фильма 1934 года. По сравнению с версией 1934 года, изменилось место действия - Швейцария "превратилась" в Африку. Фильм демонстрировался в конкурсной программе Каннского фестиваля 1956 года. Между поклонниками Хичкока давно не утихает спор о том, какой фильм удался режиссёру больше - 1934 или 1956 года. На вопрос Трюффо сам Хичкок ответил, что предпочитает ремейк, так как это работа профессионала, а не «даровитого любителя», каким он был 30 лет назад.
6 января. Начало сеанса в 18:40.
Головокружение / Vertigo. США. 1958
В ролях: Джэйимс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бел Геддес, Том Хелмор и др.
Скотти Фергюсон — отставной сыщик, которого не назовешь баловнем судьбы: одинокий, оставшийся за бортом своей профессии, да еще и страдающий патологическим страхом высоты. Бывший коллега Гейвин Элстер просит его последить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства…
Фильм оказался коммерческим провалом и не был радушно принят критиками, но с годами обрел статус шедевра Альфреда Хичкока, который, как обычно, вплетал в историю не всегда заметные детали: то меняющееся освещение, то отражения в зеркалах, то фокусы операторской работы. Эта невероятно интригующая история затягивает зрителя в водоворот тайн и загадок.
7 января. Начало сеанса в 18:40.
На Севере через Северо-Запад / North By Northwest. США. 1959
В ролях: Кэри Грант, Ева Мари Сэйнт, Джеймс Мейсон, Джесси Ройс Лэндис и др.
Однажды успешного рекламного агента Роджера Торнхилла ошибочно принимают за агента разведки Кэплана, которого никто не знает в лицо, и хотят его убрать. Обескураженный Роджер пытается бежать. В вагоне-ресторане поезда милая женщина по имени Ив помогает ему скрыться от преследователей…
Известный и любимый всеми, как критиками, так и простыми зрителями, фильм насыщен погонями и интригами. На роль главного героя претендовало много известных актеров, а Кэри Грант, будучи тоже успешным, вначале ставил под сомнение участие в проекте. Тем не менее, Хичкок настоял на том, что Грант - лучший выбор, и актер действительно исполнил запоминающуюся роль с блеском. Очевидно, что эта картина так или иначе повлияла на становление «бондианы».
8 января. Начало сеанса в 18:40.
Психо / Psycho. США. 1960
В ролях: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли и др.
Девушка, недовольная романом с разведенным мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, крадет на работе крупную сумму денег и в спешке бежит из города. В мотеле, где она остановилась на ночь, ей приходится столкнуться с его молодым владельцем…
При бюджете всего в 800 тысяч долларов в прокате он принес 40 миллионов. Будучи одним из самых известных и прибыльных фильмов Хичкока и его последней черно-белой картиной, этот психологический триллер, граничащий с ужасами, поражает мастерством операторской работы, актерской игры и тоннами саспенса. Известно, что режиссер очень трепетно относился к тайне поворотов сюжета, и для этого скупил, как можно больше копий книги, по которой фильм поставлен, дабы меньше людей знали, какая же там концовка.
9 января. Начало сеанса в 18:40.
Птицы / The Birds. США. 1963
В ролях: Типпи Хедрен, Сюзанн Плешетт, Род Тейлор, Джессика Тэнди и др.
Классический фильм А. Хичкока, в котором ужасающая картина нападения птиц на американский поселок переплетается с историей любовных взаимоотношений молодой женщины с понравившимся ей мужчиной.
Фильм предвосхитил популярную в 1970-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы. «Птицы» - один из самых известных фильмов Хичкока и, возможно, самый загадочный. Как и во многих других фильмах прославленного режиссера, в "Птицах" скрыто множество смыслов, и у зрителя есть все возможности интерпретировать их, исходя из своего воззрения на жизнь.