Роберт Индиана (настоящее имя Роберт Кларк) – знаменитый американский художник, выдающийся представитель направления поп-арт. Это направление по праву признано ключевым явлением в истории искусства США 1960-х годов.
На выставке в Русском музее будет представлено около 30-35 графических произведений из собрания галереи Гмуржинска, выполненных Индианой в разные годы, и две скульптуры: «ART» и «LOVE». Выставка приурочена к 50-летию создания «LOVE» – самой известной работы Роберта Индианы. В 1964 году это изображение было использовано в рождественской открытке Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. В 1966 году художник исполнил оттиск «LOVE» для печати на плакате нью-йоркской галереи Стейбл. Слово «LOVE» из четырех квадратов, прославившее Индиану на весь мир, было напечатано шрифтом Times Roman, а восклицательная «O» – курсивом, наделяющим четыре буквы выразительностью и силой односложного стиха. Многие годы Индиана «приумножал» «LOVE» в разных техниках. Он наносил его на многослойные стеновые панели и кресты и даже на почтовую марку США (1973). Более того, художник перевел это слово-образ на несколько языков, включая иврит, испанский и китайский. Роберт Индиана работал на грани, разделяющей традиционные виды и техники изобразительного искусства (живопись, рисунок, гравюра, шрифтовой плакат) и концепцию арт-объекта, связанную с превращением в произведение искусства реальных предметов. Пристальный интерес к геометрической абстракции и выразительной силе чистого цвета, открытой авангардом начала ХХ века, позволил Индиане выработать узнаваемый стиль и сделать «LOVE» одним из манифестов не только направления поп-арт, но и самой эпохи рождения принципиально новой эстетики, изменившей ход развития искусства США и многих других стран. Многозначность содержания работ Роберта Индианы, вмещающих политические послания, отсылки к знаменитым литературным произведениям и личные воспоминания, позволяет рассматривать его творчество как самобытное явление в системе американского поп-арта. Картины художника, соединяющие визуальное и вербальное, где слово предстает как изображение, преодолевают рамки станковой картины или графического листа. Подобно объектам «LOVE» и «ART» в них созданы емкие и лаконичные образные формулы, способные выйти в пространство повседневной жизни миллионов людей.