24 февраля и 5 апреля (в рамках фестиваля балета «Мариинский») на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоится российская премьера балета «Инфра» в постановке одного из самых востребованных хореографов Великобритании Уэйна МакГрэгора.
«Инфра» - это первый опыт работы МакГрэгора с артистами Мариинского театра. Уэйн МакГрегор о работе с артистами Мариинского театра и о спектакле: «Часть моей работы – понять физические особенности артистов Мариинского, сопоставить их с хореографией и затем определить, как они на нее влияют. Мне кажется, такие великолепные танцовщики наполнят хореографию своей энергией, изменят характер этого балета. Когда я выбирал спектакль для постановки, мне хотелось найти что-то подходящее именно для этой труппы, сочетающее высокую техничность и эмоциональность. «Инфра» – это очень эмоциональный балет». «Я попытался проникнуть в потаенные уголки человеческой души, показать изнанку людей – таких прозаичных, несовершенных и уязвимых. «Инфра» – это просто балет о людях».
Увлеченный современными технологиями хореограф в своих постановках стремится к диалогу между виртуозным танцем, переворачивающим привычные представления о физике человеческого тела, и самыми актуальными достижениями мультимедиа. В балетах МакГрегора рядом с танцовщиками движутся сгенерированные компьютером фигуры, используются возможности 3D архитектуры, цифрового видео и анимации. Мировая премьера «Инфры» состоялась 13 ноября 2008 года на сцене Ковента-Гардена, спектакль был поставлен для Лондонского Королевского балета Великобритании.
Над спектаклем в Мариинском работают: концепция, хореография – Уэйн МакГрегор; музыка – Макс Рихтер; сценография – Джулиан Опи; дизайн света – Люси Картер; костюмы – Мориц Юнге; звуковой дизайн – Крис Экерс; постановка – Антуан Верикен; ассистент – Миранда Линд; педагоги-репетиторы – Ислом Баймурадов, Максим Хребтов; дирижер – Алексей Репников.
Партии репетируют: Надежда Батоева, Виктория Брилёва, Екатерина Кондаурова, Оксана Скорик, Алина Сомова, Виктория Терёшкина, Андрей Ермаков, Константин Зверев, Давид Залеев, Кимин Ким, Эрнест Латыпов, Александр Сергеев, Филипп Стёпин, Василий Ткаченко, Владимир Шкляров.
Уэйн МакГрегор родился в 1970 году, в городе Стокпорт. Изучал танцевальное искусство в Университетском колледже Бреттон-холл и школе Хосе Лимона в Нью-Йорке. В 1992 году основал собственную труппу Wayne McGregor/Random Dance и в том же году получил место штатного хореографа в лондонском центре современного танца Плейс. Труппа Wayne McGregor/Random Dance была одной из множества небольших британских трупп, появившихся в 1990-е годы. Однако почерк МакГрегора имел две существенные отличительные черты. Во-первых, уникальную разнообразную лексику, обусловленную особенностями строения его тела –вытянутого, тонкого и гибкого – и его способностью фиксировать движения на пределе остроты и скорости. С одной стороны, танец МакГрегора представлял «разноголосицу» мельчайших изломанных углов, с другой – вихрь казавшейся бескостной текучести. Второй отличительной чертой было широкое использование новых технологий. Сотрудничая с современно мыслящими дизайнерами, МакГрегор экспериментировал с проекциями компьютерных изображений на сцене.
МакГрегор также использует новые технологии для того, чтобы изменить условия просмотра своих произведений. Так, балет «53 байта» (1997) был создан для одновременного исполнения двумя составами танцовщиков в Берлине и Канаде, и с помощью телемоста их одновременно смотрели зрители в обеих странах.
Однако технологии живого танцующего тела завораживают хореографа не меньше, чем виртуальные миры. Балет «АтаКсия» (2004) возник в результате работы МакГрегора на кафедре экспериментальной психологии Кембриджского университета, где он участвовал в исследовании взаимодействия тела и мозга. Танцовщики, в силу профессии, изначально обладают великолепной координацией между телом и мозгом – однако еще сильнее в этом исследовании МакГрегора заинтересовала энергия и красота неврологических дисфункций.
В 2006 году Уэйн Макгрегор стал штатным хореографом Королевского балета Великобритании. Впервые в истории труппы эту должность занял хореограф, работающий в области современного танца. Помимо балетных спектаклей, Уэйн МакГрегор ставил оперы для театров Ла Скала и Ковент-Гарден, готовил хореографию для фильмов, драматических спектаклей, мюзиклов, показов мод и выставок. Специальные инсталляции он делал для галереи Хейварда, галереи Саатчи, британской Национальной галереи, музеев в Кэнэри-Уорф и Гластонбери, центра Помпиду и выставок Secret Cinema, а хореографические номера ставил для фильма «Гарри Поттер и кубок огня», клипа группы Radiohead на песню Lotus Flower (2011 год, более двадцати шести миллионов просмотров на сайте YouTube) и клипа группы Atoms for Peace на песню Ingenue (2013).
Среди трупп, с которыми сотрудничал хореограф, – балет Парижской оперы, балет Сан-Франциско, Штутгартский балет, Нью-Йорк Сити Балет, Австралийский балет, Английский национальный балет, труппа NDT-1 и труппа Rambert. Его постановки входят в репертуар ведущих балетных трупп мира, включая балет Большого театра, Датский королевский балет, Национальный балет Канады, Бостонский балет и Джоффри-балле.