20 декабря 2021 22:47      18644   Дарья Нехорошева

«Аська» в новой упаковке опережает соцсети: как мессенджеры обретают популярность и меняют общение между людьми

Мессенджеры против соцсетей: почему ВКонтакте проигрывает WhatsApp

Представьте, что в вашем смартфоне исчезли все мобильные приложения. Какие из них вы захотите восстановить в первую очередь? Если сразу вспомнили о WhatsApp, Viber и Telegram, то знайте, что вы не одиноки: более половины россиян тоже постоянно используют мессенджеры.
Читать в полной версии

(Фото автора Cristian Dina: Pexels)

Мессенджеры набирают популярность

В октябре нынешнего года исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал материал о мобильных приложениях, которыми пользуются россияне. Выяснилось, что 59,3% опрошенных ежедневно переписываются в WhatsApp. Это приложение считается самым популярным мессенджером в России: оно установлено у 74 млн человек. Востребованным становится и Telegram. Количество пользователей этого приложения, по сравнению с сентябрем 2020, увеличилось на 10,6% до 50 млн человек.

Результаты ещё одного опроса, опубликованные на anketolog.ru, показывают, что мессенджеры не только набирают популярность, но и становятся более востребованными, чем соцсети. Участников просили выбрать, какими мобильными приложениями они часто пользуются. Оказалось, что 87% опрошенных хотя бы изредка \ переписываются в WhatsApp. При этом 38% отметили, что используют этот мессенджер ежедневно. В VK постоянно заходят 20% участников опроса, в Instagram – 13%.

Наша корреспондентка также провела опрос о популярных мобильных приложениях. В нём поучаствовало 116 человек, средний возраст которых составил 31 год. Этот опрос подтверждает данные вышеупомянутых исследований. WhatsApp по-прежнему лидирует: за мессенджер проголосовало 30% участников . На втором месте оказался Instagram (соцсеть набрала 22% голосов), на третьем – VK (18 %). Telegram люди выбирали в 15%  случаев.

(Социлогический опрос, Дарья Нехорошева/Peterburg2)

Instagram, за который голосовали  в основном студенты восемнадцати-девятнадцати лет, можно считать достойным соперником мессенджеров. Однако не все молодёжные соцсети готовы составить конкуренцию WhatsApp  и Telegram. Приложения, которые считаются популярными у школьников и студентов -  TikTok и YouTube  - набрали менее 10% голосов.

Мессенджеры стали удобнее социальных сетей

Десятые годы – время, когда социальные сети находились на пике популярности. В октябре 2016 года в VK каждый месяц заходило 95 млн пользователей. К 2021 году месячная активная аудитория сети сократилась на 24% и составила 72 млн человек. Пользователей мессенджеров, напротив, становится всё больше. В декабре 2019 года WhatsApp был установлен у 69 млн россиян. К 2021 году активная аудитория приложения увеличилась на 7%. Особенно стремительно растёт интерес людей к Telegram: в 2019 году 20,5 млн человек переписывались в этом мессенджере. В 2021 году более 50 млн человек используют Telegram – активная аудитория приложения увеличилось на 144% .

(Изменение количества пользователей мессенджерами и соцсетями, Дарья Нехорошева/Peterburg2)

Падение популярности VK, как ни парадоксально, связано с возможностями, которые появились у пользователей. За последние два года соцсеть изменилась: теперь из приложения  VK можно вызывать  такси, заказывать еду, искать работу, смотреть короткие видео, пользоваться  платформой «Здоровье», которая напоминает пить воду и принимать витамины.

Вероятно, нынешнее руководство VK хотело сделать соцсеть максимально многофункциональной, дать пользователям всё, что нужно. Однако, судя по сокращению аудитории, сеть оказалась перегруженной, людей только раздражает огромное количество сервисов. Помимо этого, в VK появилась реклама, которая мешает слушать музыку и читать посты.

(Скриншот мобильной версии страницы VK, Peterburg2)

В мессенджерах же пользователи почти с ней не сталкиваются. В WhatsApp рекламы  нет вовсе – продвигать товары и услуги можно в специальном приложении WhatsApp Business. В Telegram реклама есть только в каналах. В октябре 2021 года Павел Дуров  заявил, что скоро в мессенджере впервые появятся официальные рекламные сообщения. По словам создателя Telegram, пользователи не заметят изменений. Рекламные сообщения не проникнут в личные беседы или группы и будут соответствовать тематике канала, в котором публикуются.

Но пользователи теряют интерес не только к VK. В октябре 2021 года на rbc.ru появилась информация о том, что подростки проводят в приложении Facebook на 16% меньше времени по сравнению с предыдущим годом (гиперссылка). Почему современные пользователи предпочитают мессенджеры соцсетям?

Дело в том, что раньше россияне заявляли о себе, искали новые знакомства в VK и  Facebook. Сейчас же создаётся впечатление, что люди «наигрались»: им больше не хочется сочинять оригинальные статусы и добавляться ко всем знакомым в друзья. Современным пользователям интернет-платформы нужны для того, чтобы обмениваться информацией, и для выполнения этой задачи отлично подходят мессенджеры: переписываться в WhatsApp и Telegram можно быстро, не отвлекаясь на статусы, фотографии и записи на стене.

(Скриншот страницы WhatsApp, Дарья Нехорошева/Peterburg2)

Люди предпочитают мессенджеры соцсетям ещё и потому, что сбои в работе WhatsApp и Telegram случаются нечасто. На сайте downdetector. ru есть информация о том, что в октябре 2021 года  WhatsApp зависал 9 раз. В работе Telegram в  этом же месяце произошло 7 сбоев. Неполадки создают неудобства пользователям, которые решают в мессенджерах важные вопросы.  Однако по сравнению с социальными сетями WhatsApp и  Telegram работают достаточно хорошо: в октябре нынешнего года VK зависал 20 раз, Instagram – 25, иногда по несколько раз в день. 

(График сбоев за октябрь, Дарья Нехорошева/Peterburg2)

Мессенджеры меняют общение между людьми

Как именно частые переписки в мессенджерах влияют на коммуникативные навыки человека? Об этом мы спросили заведующего сектором психологического сопровождения управления качества и развития образовательной экосистемы СЗИУ РАНХиГС Дмитрия Евгеньевича Балашова.

Дело в том, что общение в виртуальном мире требует от людей минимальных душевных затрат. Переписываясь с кем-то, человеку не нужно предугадывать настроение собеседника, тратить время и силы на то, чтобы верно истолковать его интонацию, жесты и мимику.  Иными словами, виртуальное общение не предполагает возникновения  большой эмоциональной связи между людьми, поэтому оно даётся нам легче, чем реальное. Но со временем человек, который постоянно переписывается в мессенджерах, теряет навык живого общения. Он не может расположить к себе собеседника, не понимает,  как и о чём разговаривать с другими людьми», – рассказал Дмитрий Балашов.  

Частые переписки в мессенджерах, на самом деле, могут привести к тому, что мы перестанем понимать друг друга в реальной жизни. Уже сегодня многие боятся быть навязчивыми, когда пытаются заговорить с кем-то. Это происходит потому, что в реальной жизни бывает трудно понять, хочет ли собеседник общаться. В мессенджере же легко определить, готов  человек переписываться  или нет. Если он ответил мгновенно, а не три часа спустя, значит, желает общаться.

Именно из-за возможности понимать  друзей по переписке, контролировать их многие прибегают к онлайн-общению. Люди, которые используют мессенджеры, видят, как долго собеседник печатал сообщение, отслеживают время, когда он в последний раз был в сети. Потом пользователи привыкают постоянно получать информацию о друге/подруге по переписке, изнуряют себя навязчивыми вопросами из разряда: «Почему он так долго не отвечает?»,  «Зачем она заходила в сеть в 5 утра?».

Привычка контролировать собеседника затрагивает личные взаимоотношения отношения между людьми,  уничтожает доверие даже внутри семьи. По словам Джана Этторе Гассани, президента Итальянской ассоциации семейных юристов, в Италии 40% браков распалось из-за сообщений в WhatsApp: супруги читали переписки друг друга.

Помимо этого, человек, отправляя сообщения в мессенджере, может тщательно обдумать свой ответ, спустя время отредактировать его. В реальном общении же такой возможности нет. Отвечать собеседнику нужно мгновенно, не подбирая слов, поэтому живое общение для многих перестаёт быть приятным.

Человек, который общается только виртуально, в реальном мире похож на пятилетнего ребёнка, оказавшегося в цехе огромного завода. Всё кругом сияет, гремит, перемещается, и ребёнок никак  не может на это повлиять. Он чувствует опасность и  начинает бояться. Так ощущает себя и человек, который не привык к живому общению. В реальном мире он  может легко  проявить бестактность, ошибиться, неверно передав мысль. Общение в сети же не спонтанно, его легко контролировать – поэтому оно комфортно», — поделился Дмитрий Балашов.

(Источник фото pexels.com)

Постоянное использование мессенджеров: плюсы и минусы

Приводит ли популярность WhatsApp и Telegram к тому, что современные люди отвыкают от живого общения? Кажется, да, и особенно эти слова справедливы для молодых людей, со школьного возраста привыкших использовать интернет-платформы.

Ещё в 2014 году НИУ ВШЭ опубликовала на научно-образовательном портале IQ исследование о молодых кадрах, недавних выпускниках университетов. Работодатели отмечали, что 64% начинающих специалистов не умеют общаться с клиентами. Это исследование проводилось семь лет назад. Но, судя по тому, что мессенджеры становятся всё более востребованными, к 2021 году коммуникативные навыки молодёжи вряд ли улучшились.

Иногда мессенджеры, наоборот, объединяют людей и помогают решать проблемы – не в виртуальном, а в реальном мире. В июле 2021 добровольцы из Астрахани собрали на берегу Волги 20 мешков мусора и привели в порядок набережную в посёлке Стрелецкое. О встрече они договорились в мессенджерах.

Кроме того, в Telegram появилось много познавательного контента, и он привлекает внимание больших аудиторий. Например, на канал «Бесплатное образование», где публикуются анонсы курсов и лекций, подписано более 387 тысяч пользователей.

(Скриншот тематических telegram-каналов, Дарья Нехорошева/Peterburg2)

Мессенджеры стали частью нашей жизни. Мы вернулись к простому обмену сообщениями, с которого в начале нулевых  и начиналось развитие соцсетей. Мессенджеры действительно могут  привести к тому, что люди начнут терять коммуникативные навыки. Но человеку, который  ежедневно общается не только в сети, но и в реальной жизни,  не стоит  бояться этих мобильных приложений. Если использовать мессенджеры разумно, они  будут решать проблемы, а не создавать их.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте