Чакчи Фросноккерс: "Советую всем актрисам либо выходить замуж за режиссеров, либо рожать их"
Чакчи Фросноккерс
Чакчи, расскажите немного об истории появления Малого театра кукол, режиссером которого вы являетесь.
Мы возникли, как возникали многие театры. Сбор единомышленников. Конечно, нас объединила театральная академия. Отличие от подобных нам студийных объединений состоит в том, что наш театр - это не один курс. Студенты разных мастерских (Т.Р. Стависской, Н.П. Наумова, И.К.Ласкари, А.Я. Стависского, В.Н. Ширяевой) решили сделать самостоятельную работу. Не потому что нам нечем было заниматься, а потому что в один миг в нас загорелась мысль, а что если попробовать? Самостоятельных работ на факультете не делали очень давно. Оно и понятно, нагрузка у кукольников во время учебы страшная: тут и себя измени, и руку поставь, и куклой овладей. Но была пьеса. И эта пьеса сыграла в нашей жизни очень большую роль. Это пьеса Э. Ионеско "Король умирает".
Мы репетировали по воскресеньям, очень редко вечерами по будням. Репетировали год. Мы искали! Мы пробовали! Мы хохотали, и все это было больше похоже на озорство, чем на серьезный постановочный процесс. А потом мы вдруг поняли, что сделали спектакль. А потом мы показали его кафедре, а потом пригласили зрителей. А потом возник театр, в репертуаре которого уже восемь спектаклей (премьера девятого пройдет 21 октября).
Спектакль "Король умирает"
А как вы сами пришли к театру? Почему выбрали именно это направление?
Я пришел в театр 2 сентября 1994 года. В тот момент, когда родился. Моей маме, актрисе театра кукол, всегда нужен был свой режиссер. Она родила сына и режиссера в одном лице. Советую всем актрисам либо выходить замуж за режиссеров, либо рожать их.
Спектакль по повести А. Нанетти "Мой дедушка был вишней" - ваша первая постановка для детей? Почему в качестве литературной основы вы выбрали это произведение?
"Мой дедушка был вишней" - мой первый спектакль, рассчитанный на маленького зрителя. История возникновения мысли поразительна. Очень давно я был влюблен в одну талантливую пианистку. Мы решили рвануть с ней куда-нибудь и придаться взаимному смеху и безрассудным развлечениям. Мы ткнули на карту, выпал Великий Новгород.
В поезде, в тот момент, когда я гладил ее бледные пианистические пальцы, она читала А. Нанетти. Понимаете? Я рядом, а она читает какую-то Нанетти. Чем я хуже той самой Нанетти? Я взял, прочел. Понял, что Нанетти действительно лучше и решил поставить.
Только через пять лет мне удалось это сделать. Все это время я молил мироздание, чтобы книга эта не оказалась ни у кого другого. И вот, мы первые, кто поставил этот материал. Первые! И это первый и пока единственный случай в нашем театре, когда деньги на спектакль мы собирали всем миром - кинули клич, народ помог.
Спектакль "Мой дедушка был вишней"
Для кого сложнее делать спектакль - для детей или для взрослых? Почему?
Сделать спектакль - вообще сложно. Более того, сделать его невозможно, можно постараться... но вряд ли выйдет действительно что-то сносное. Был один режиссер, который поставил гениальный спектакль, он и сейчас идет. Режиссер этот охватил аудиторию разных поколений, эпох, мировоззрений. Он довольно давно в профессии. Имя ему Бог.
Некоторые ваши спектакли рассчитаны и на детей и взрослых - например, "Шепчущий мост". Как сделать так, чтобы история была интересна обоим поколениям?
По-настоящему захватывающая история с героями, которым можно сопереживать интересна любому зрителю.
Спектакль "Шепчущий мост"
Спектакль "Мой дедушка был вишней" проходит в Петербурге на разных площадках. Насколько сложно приспосабливаться к разным условиям?
Катастрофически от смены площадки мы не страдаем. Главное условие - камерность. В остальном, все проблемы малозначимы, мы сами наполним собой любое пространство. Но на помойках и заброшенных стройках мы не играем. Тут уж мы вполне консервативны.
Какие еще произведения для детей вам хотелось бы перевести на язык театра?
Враги уже навострили уши, потому что совсем не читают литературу для детей. Не буду я раскрывать тайны, пусть сделают усилие и сами поищут себе материал. А у меня мыслей много.
Почему для показана на форуме независимых театров "Площадка" выбрали именно этот спектакль? Ведь 21 октября, например, состоится премьера вашего нового спектакля - "Летают".
Не знаю, нам предложили сыграть именно этот спектакль. "Летают" - спектакль сложный в организационном плане: много актеров, пластический ключ существования заставляет ни на миг не прекращать репетировать, тренировать тело. Мы пока вообще не понимаем, когда сможем еще раз его сыграть. Возможно, в январе...
Расскажите немного о премьере. Основой постановки стала ваша собственная пьеса?
Видит Бог, я в этом не виноват. Они сами решили ее ставить. Наверное, потому что пьеса действительно хорошая. Я ее люблю. Не перечитывал с момента написания, а недавно пришел на репетицию и осознал, какую хорошую вещь я написал. Вообще много хорошего сделал в жизни.
А если говорить о премьере, мы все ее очень ждем. Это первый опыт пластического спектакля в нашем театре. Это первая работа режиссера, нашего хореографа Александра Лялюшкина. Это не совсем стандартный текст, он основан на ритме. В общем, задача не из простых. Ребята репетируют по ночам, они заражены процессом, ходят как помешанные. И опять в МТК появляется что-то качественно новое. Мы же тем и прекрасны - шесть разных режиссеров, каждый из которых по своему понимает эстетику театра кукол.
Вы пишите что-то помимо пьес?Пишу прозу, но меньше. Вообще мало пишу. Мало, но талантливо.
Как молодому режиссеру, чего вам не хватает для развития?
Для собственного развития хватает всего. А вот для развития театр не хватает много. В первую очередь - денег! Думаю, что это распространенный ответ. Денег всегда не хватает, по форме регистрации мы автономная некоммерческая организация, а значит НКО, а значит имеем право на дотации. Но мы их не получаем.
Сказать, что в финансовом смысле мы не живем, а выживаем - не сказать ничего. Каждое утро мы просыпаемся с мыслью, как прожить следующий день, засыпая, уповаем на волю случая. И это страшно, по настоящему страшно. Нам бы очень хотелось сохранить театр, правда, сделать это с каждым месяцем, неделей, днем все сложнее.
И, конечно, нам не хватает дома. У театра должна быть своя площадка. Это не прихоть, мы в ней правда нуждаемся. Во-первых, потому что на кочевой образ жизни уходит в два раза больше денег, во-вторых, каждый раз нам приходится приспосабливаться к условиям той площадки, на которой нам предстоит играть. В-третьих, мы театр кукол, а значит вместе с нами путешествует огромное количество кукол. Представьте себе, в каких условиях они хранятся. Это просто преступление. Каждый день я все громче бью в набат. Куклам нужен дом!
Премьера спектакля "Мария Стюарт" Чакчи Фросноккерса в театре "Сказка" (Абакан)
В чем плюсы и минусы работы именно в независимом театре?
Можно было бы придумать много плюсов, заставить себя улыбаться. Единственный, пожалуй, - мы можем сами выстраивать репертуарную политику, нам никто не приказывает, что ставить. Ну и количество выпущенных спектаклей в год мы определяем сами. В остальном же независимое существование в нашей стране влечет лишь убытки, голод и бесконечный страх будущего.
На ваш взгляд, какую роль в развитии независимой театральной сцены играют такие мероприятия, как "Площадка"?
Нам очень нужно быть вместе. Мы должны знать друг друга. Мы обязаны помогать друг другу. Более того, мне кажется, что собравшись вместе мы можем создать инициативу, которую сможем предложить тому же министерству по культуре. Если мы будем вместе, быть может, из этого что-то и выйдет. Только мы, представители независимых театральных объединений, сегодня можем бороться за приличные условия существования. Кроме нас кого это волнует?