"Хороший мальчик" – экспресс-курс во взрослую жизнь
В то время как Кирилл Серебренников получил в Сочи награду за режиссерскую работу над фильмом "Ученик", главный приз ушел в другой киножанр – выделив комедию режиссера Оксаны Карас. Картина тоже об ученике, только, как уже понятно, о другом. Такое кино вне времени, вне политики, оно не ждет подготовленного зрителя, не ищет аналогий и критики, и имеет куда более широкие возрастные границы.
Изначально разработкой идеи будущего "Хорошего мальчика" занялись Михаил Местецкий (известный по работе над "Легендой № 17") и молодой сценарист Роман Кантор. Но, несмотря на идеальные показатели, сценарий получил господдержку Минкультуры РФ только спустя четыре года, тогда же обозначил режиссера, в лице Оксаны Карас (кстати, соавтора Хомерики в фильме "Ледокол"), собравшей историю воедино, и ушел в работу.
Главная роль досталась Семену Трескунову, пришедшему на кастинг еще в 2011 году, и, несмотря на юный возраст (11 лет) и отсутствие какой-либо актерской подготовки, сразу получившему безоговорочное одобрение авторов фильма, что даже привело к конфликту с продюсерами. В конечном итоге, задержки в реализации проекта позволили осуществить задуманное, и по иронии судьбы Трескунов получил заветную роль, которая, надо заметить, уже не стала дебютом для юного актера, сыгравшего на тот момент в более, чем тридцати картинах. Интересно, но говоря о своей роли, юный актер рассуждает не о современных героях, а о Вуди Аллене, которому по мнению Семена удалось вывести на первый план нетипичных аутсайдеров. Приятно, что Трескунова вдохновляет такой подход.
Рассуждать много о сюжете не буду, потому как и не требуется. История "Хорошего мальчика" разворачивается на фоне городских осенних пейзажей Москвы, за которыми, кстати, трудно угадывается город. Неочевидными становятся и временные реалии, о них иногда напоминают только разговоры по мобильным телефонам и некоторые детали. Главный герой фильма, Коля Смирнов – на первый взгляд, обычный девятиклассник, воспитанный покладистой мамой-бухгалтером (Ирина Денисова) и чудаковатым отцом-изобретателем (Константин Хабенский), сталкивается с ситуациями, которые требуют первых ответственных решений и поступков со стороны взрослеющего ребенка: влюбленность, поиск жизненных ценностей, умение находить ответы на непростые вопросы. Почти за неделю Коля успевает разобраться в своих чувствах к молодой учительнице, заинтересовать продвинутую старшеклассницу, подружиться с директором школы (Михаил Ефремов), справиться с хулиганом, помочь застенчивому информатику (Александр Паль), и понять, что удача в жизни не всегда дело случая, как в игре "Орел-решка".
Кажется, что лейтмотивом "Хорошего мальчика" стал сразу целый калейдоскоп из вечной классики: "Курьер", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", хрестоматийные сюжеты "Ералаша". О первом, кстати, периодически напоминает не только главный герой, более юный, эмоциональный, и не так четко формулирующий вопрос "В чем смысл жизнь?", но и его наблюдения за не столь ушедшими вперед брейкданс-движениями, сменившими шахназаровские ритмы. Вот только Смирновы старшие скорее напоминают семейную чету из фильма "Мэри Поппинс, до свидания". Правда, Константин Хабенский, герой которого отчаянно увлечен наукой и совершенно непригодными для жизни идеями, стал куда более юмористическим персонажем.
Странно, но параллели с советским кино во время просмотра "Хорошего мальчика" возникают регулярно. И даже трудно определиться с ощущениями – хорошо это или плохо. Но то, что это впечатление не ошибочно подтверждается информацией о том, что сценаристы фильма, вдохновленные работами Данелии, изначально вынашивали идею создания "Осеннего марафона" для детей.
Собрав звездный для российского кино состав (добавлю к уже перечисленным актерам, еще Татьяну Догилеву и Ирину Пегову) "Хороший мальчик" получился ироничными и легким, иногда даже чуть идеализированным и наивным, или мы просто отвыкли от прямого и доброго кино? Зато на сеанс с собой уж точно можно брать детей (12+), и исходя из личных наблюдений – им должно понравиться.