"Как будто в бурях есть покой!": выставка к 200-летию Ивана Айвазовского в Русском музее
"Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" станет первым событием в рамках подготовки к празднованию 125-летия музея, которое состоится только в 2020 году, но, по всей видимости, будет отмечено несколькими значимыми экспозициями.
Этим летом в Москве открылся проект, приуроченный к 200-летию со дня рождения мастера, который на протяжении нескольких месяцев имел оглушительный успех. Очередь в Третьяковскую галерею на Крымском валу выстраивалась такая, что не помогала даже возможность покупки электронных билетов. Петербургу повезло больше, ведь самые знаменитые полотна Айвазовского уже давно находятся на хранении Русского музея, правда, последняя выставка художника здесь проходила 16 лет назад.
Петербургская концепция отличается от московской не только составом живописной коллекции, решением добавить графические и ранее не выставляемые работы, она позволяет увидеть другую сторону творчества Айвазовского.
Экспозиция разделена на две части. В левом крыле выставочных залов корпуса Бенуа главной стала батальная тема в творчестве художника, как живописца Главного морского штаба. Здесь есть и предметы военно-морской тематики, создающие необходимый антураж - пушка, императорский штандарт, штурвал, фонарь, якоря и флаги - действительно принимавшие участие в морских походах. А также многочисленные ордена и награды Ивана Константиновича Айвазовского.
В правом крыле - коллекция живописи, где в том числе представлены самые известные полотна мариниста. Важным дополнением стали личные вещи художника: мольберт, краски, палитра, ружье и трость. В витринах сияет яхтенный фарфор Императорского фарфорового завода с фрагментами живописных произведений Айвазовского.
Привыкшие с детства связывать имя художника с морской тематикой, на выставке смогут под новым углом посмотреть на творчество Айвазовского, например, обратив внимание на несколько картин с библейским мотивом: "Сотворение мира", "Хождение по водам", "Гибель корабля Лефорт" (аллегорическое изображение). Или пейзажных работ: "Чумаки в Малороссии", "Данте и художник в горах", "Большой Петергофский дворец", "Вид моря с гор".
Одним из уникальных качеств Айвазовского была феноменальная память. Ведь невозможно представить, как игра стихии создается с натуры. То же можно сказать и про игру света и теней, которые необходимо постоянно дорабатывать во время написания картины. При этом нельзя исключать и творческое воображение художника, которое, несомненно, являлось частью рабочего процесса.
Плодовитость живописца-Айвазовского объясняется манерой письма "алла прима" - художник начинал работу на холсте без предварительного эскиза. Между тем, маринист раз в несколько лет мог повторить в картине уже созданный ранее им сюжет, изменив мотив, формат, характер освещения.
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII и первой половины XIX вв., и куратор выставки, рассказал интересный факт, связанный с одной из картин, представленных в Русском музее. Полотно "Буря" когда-то впечатлило Достоевского, правда, считавшего, что море как предмет, само по себе романтично. Классик русского реализма сравнивал художника с Дюма-старшим - по плодовитости и занимательности рассказа.
Айвазовский был человеком коммуникабельным и общительным. Он не забывал свое главное признание – море, и, будучи генералом с правом ношения мундира и тайным советником, все равно жил в Феодосии, возвращаясь туда после многочисленных путешествий.
Художник создал здесь школу искусств. А в 1880 году открыл в своем доме выставочный зал, который сейчас является Феодосийской картинной галереей. Главные произведения из Феодосии представлены в рамках выставки в Русском музее.
Можно будет увидеть и картины, которые специально к выставке привезли из Нью-Йорка. С этим тоже связана одна история. В 1893 году, в возрасте 76 лет, Айвазовский отправился с супругой в Америку, где собирался пробыть значительное время. Художник никогда не брал все работы с собой, он писал их на месте. За два месяца пребывания в Америке Айвазовский написал десять картин и, быстро соскучившись по России, покинул страну, продав свои работы за совершенно баснословную по тем временам сумму – 25 тыс. долларов.
Художник прожил счастливую жизнь, будучи неимоверно почитаемым при жизни. Награжденный всеми возможными орденами, художник умер в ранге титулованного Царского советника, а это вторая строчка в "Табеле о рангах", выше было только звание Канцлера Российской империи. И вместе с этим фактом чиновник в Айвазовском никогда не заслонял личности художника. Он настойчиво и с упорством работал, и по собственному признанию, создал около 6000 живописных произведений. Эти подсчеты были озвучены за несколько лет до смерти, соответственно, представив плодовитость художника, можно предположить, что после этого могло быть создано еще немало произведений.
Сотрудники Русского музея считают, что творчество художника уже давно можно назвать "феноменом Айвазовского", увидеть который во всем цвете можно будет до 10 марта.