Светлана Сурганова: «Плаванье» для меня любопытный эксперимент
«И, значит, остались только иллюзия и дорога».
Иосиф Бродский
Во времена Среднековья существовали паломники-пилигримы, которые шли по направлению к Святым местам, ведомые только чувством веры. Их эмблемой считалась раковина двухстворчатого моллюска, которую они носили на шляпе в знак отличия. Со временем к чувству веры присоединилась еще и жажда дороги. Потомки пилигримов живы и сегодня. Они разбросаны по всему миру, и вы легко можете узнать их. За плечами у них рюкзак или сумка, одеты они в удобную и просторную одежду, и глаза их наполнены страстью. Страстью к путешествиям. Пилигримы движутся мимо хаоса, ни на чем и нигде не задерживаясь. Их объединяет теперь одна вера - дорога.
Путешественники-пилигримы становятся центральной нитью стихотворения «Плаванье» Бодлера, вошедшего в сборник «Цветов Зла», первое издание которого было запрещено в 1850-х годах из-за нарушений норм общественной морали. Затем они перемещаются в одноименное стихотворение Бродского и заряжают его ритмичностью отдаляющихся шагов. И, наконец, пилигримы появляются на сцене ДК Ленсовета 6 и 7 февраля в современной интерпретации «Плаванья», созданной тремя творческими единицами Петербурга: режиссером Мюзик-холла Ильей Мощицким, музыкантом Светланой Сургановой и композитором Дмитрием Саратским.
Пилигримы в спектакле поют, танцуют, читают стихи, влюбляются и живут. Но, в итоге, все равно уходят «в неведомого глубь - чтоб новое обресть!» .
Здесь нет главных и неглавных героев, все – главные. Их можно разделить на два лагеря: пилигримы (те, кто двигаются ся и бегут) и люди-манекены (те, кто стоят на месте и никуда двигаться не желают). Но есть еще один важный герой - наблюдатель, его роль благосклонно взяла на себя Светлана Сурганова.
«Плаванье» для меня любопытный эксперимент. Я не только прикасаюсь к Бодлеру, но и к другим любимым поэтам. Для меня эти имена много значат. Моим текстам, конечно, очень льстит такое соседство», - рассуждает Светлана, в творчестве которой отнюдь не последнее место занимает тема дороги и странствий.
В спектакле герой-наблюдатель следит за происходящим, удивляется или огорчается тому, как скоротечна и иногда по-настоящему жестока жизнь. Вмешательство здесь – бесполезно, ведь жизнь сама расставит все по местам.
Действие происходит на улицах города, на которые случайно попадают и зрители-наблюдатели. На этих улицах разворачиваются, казалось бы, обычные перепетии из повседневной жизни: люди встречаются, любят, страдают и расстаются. Все это происходит под аккомпанемент песен «Сургановой и оркестра», стихов Бодлера, Бродского, Цветаевой и Мандельштама в аранжировках, созданных Дмитрием Саратским. Но на самом деле все эти события – лишь внешнее проявление жизни. Главная тема спектакля звучит уже ближе к концу: «Мимо больших базаров, мира и горя мимо…».
Мультижанровый спектакль объединяет в себе поэзию, музыку, хореографию, актерскую игру и пантомиму, что еще больше подчеркивает хаос и смешанность жанров современного мира. Но от этого спектакль, отнюдь, не проигрывает. Актеры-пилигримы, набранные режиссером из разных театров, составляют удивительно слаженную команду.
Зрители-наблюдатели выходят и обмениваются противоречивыми мнениями: кому-то безоговорочно полюбилась эта постановка, актеры, музыканты и, особенно, Светлана Яковлевна, к которой в конце спектакля выстроилась огромная очередь с букетами; а кому-то спектакль оказался и вовсе непонятен. Этого общественного резонанса и пытался добиться автор.
Но, интересно, кого в зале было больше: пилигримов или манекенов?
Юлия Мохнаткина