01 апреля 2015 11:08      2299   Татьяна Кучинская, Фото — Виктор Васильев © Открытая сцена, 2015

Театральная фантазия о тунеядце Бродском

В музее Ф. М. Достоевского состоялась премьера совместного проекта "Открытой сцены" в Петербурге и независимого театра "БААТ" под названием "Суд над тунеядцем Бродским" в постановке молодого режиссера Дениса Шибаева.
Читать в полной версии

В 1963 году в газете "Вечерний Ленинград" была опубликована статья-фельетон "Окололитературный трутень", из которой следовало, что молодой поэт Иосиф Бродский, на самом деле, является бездельником и изменником Родины. За то, что поэт "пописывает стишки, перемеживая тарабарщину нытьём, пессимизмом, порнографией", авторы утверждали, что "надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем" и выселить его из Петербурга.

Потом состоялся суд. Протокол того заседания, записанный журналисткой Фридой Вигдоровой и опубликованный под названием "Судилище", выглядит нелепым и безумным:

Судья: А вообще, какая ваша специальность?
Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: А кто причислил меня к роду человеческому?

Таким же безумным выглядит спектакль. Спустя полвека кажется, что судить такого поэта, как Бродский – это странно и смешно. Поэтому труппа театра "БААТ" начала веселиться. Судья (Дарья Степанова) – типичный "синий чулок" – стальным голосом зачитывает фрагменты фельетона. К ней присоединяется странная группа: Кентавр (Андрей Панин) с плюшевым крупом, из кармана которого торчит тот самый выпуск "Вечернего Ленинграда" 1963-го года; Человек с зелёным лицом (Вадим Франчук) и скрипкой в руке, Фаталист (Владимир Антипов) в пёстром спортивном костюме, в синей шапке-петушке и с игрушечным котиком, обёрнутым вокруг шеи; невменяемый Довлатов (Алексей Забегин) в панамке; отстранённый Негр и Зек (Валерий Степанов) в телогрейке.

Сидя за столом, они произносят ничего незначащие реплики, шутят, зачитывают отрывки судебного заседания и стихи Бродского, занимаются разными бессмысленными вещами – как будто бы просто тянут время до конца спектакля. Всё это происходит на сцене, на которой нет декораций. И действие будто бы происходит вне времени и пространства. Бродский растворяется в персонажах, в каждом из них – он. В то же время, все они являются ещё и судебными обвинителями, теми свидетелями, каждый из которых лично с Бродским не был знаком, но осуждал поэта. Судья из унылого "синего чулка" превращается в невесту с завязанными глазами, словно Фемида. Правда, она пьяна и спит. Такой же она, вероятно, была, когда выносили приговор Бродскому – вести это абсурдное дело, вынести по нему такой приговор в трезвом уме вряд ли выйдет.

Периодически на сцену выходит Маруся (Вера Параничева) в голубом платье и с акцентом читает стихи – вероятно, она представляет собой влияние Америки на поэта. Эти выходы, а также то, что судья пьёт водку и засыпает на столе, а другие персонажи обливаются водой из ведра, ссорятся и шутят – всё слабо связанно по сюжету и очень экспрессивно. Можно сказать, что постановка создана в лучших традициях современных независимых театров.

Спектакль посвящён 75-летию со дня рождения Иосифа Бродского. И, как справедливо замечают сами авторы, это вольная театральная фантазия, в которой реальные исторические факты беззаконно сплетаются с фантасмагорическими образами, навеянными, в том числе, и лирикой великого поэта. Такая фантазия, в которой даже подлинные тексты судебного заседания и фельетона кажутся причудливыми, нереальными, выдуманными.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте