08 ноября 2016 14:20      4069   Наталья Афонасьева

Вавилонская башня 2.0: "Прибытие" Дени Вильнёва

В прокат выходит фильм "Прибытие", неспешный интеллектуальный триллер с политическим подтекстом от создателя картин "Пленницы" и "Убийца" Дени Вильнёва. Новая работа режиссера стала историей о столкновении человечества с пришельцами, наладить взаимосвязь с которыми должна Луиза Бэнкс, американский лингвист.
Читать в полной версии

На разных точках планеты появляются космические корабли пришельцев, цель прибытия которых неизвестна. ФБР поручает разобраться с намерениями инопланетян элитной команде ученых, которую возглавляет профессиональный лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс). Пока мир балансирует на грани войны, Луиза и её напарник, физик Иэн (Джереми Реннер) пытаются изучить язык прибывших на Землю.

Вершина лингвистической карьеры или страшный сон полиглота? Картина о важности понять другого – как на уровне личных отношений, так и политическом? Новый образец "soft power" – Америка снова спасает мир? Мечта об универсальном языке? Зеркало международных отношений? Кажется, что в "Прибытии" можно найти всё сразу – фильм о пришельцах неожиданно оборачивается красивой и сложной историей в стилистике "Интерстеллара" (Кристофер Нолан) и "Гравитации" (Альфонсо Куарон).

Пришельцы Дени Вильнёва не захватывают территорию и не угрожают оружием – они хранят молчание, заставляя властей гадать, зачем появились. Зритель не видит привычных гуманоидов с большими глазницами, серо-зелёной кожей и хрупкими телами, которые передвигаются по галактике на сверкающих серебристых шаттлах. Вместо этого – гигантские существа, напоминающее нечто среднее между осьминогами и корнями деревьев. Они прибыли на кораблях, которые походят скорее на огромный камень овальной формы. По словам режиссера, на эту мысль его вдохновила маленькая планетка Евномия (или астероид 15) совершенно нестандартной формы – в виде какого-то гипертрофированного яйца.

Главы разных государств предсказуемо пытаются решить проблему своими методами – Китай общается с иноземцами в контексте "маджонга" и чуть что готовится открыть огонь. За его настроениями следуют Россия, Судан и Пакистан. США же выбрали долгий и трудный путь науки – от и до изучить язык пришельцев, составить алфавит/словарь и наладить с ними коммуникацию.

В арсенале Луизы Бэнкс не только способность говорить на языках от португальского до китайского, но и знания об антропологии, схемах построения беседы и истории того или иного наречия. Язык пришельцев больше похож на механический шум, чем на членораздельную речь. Безуспешно пытаясь расслышать слова, Луиза решает сосредоточить внимание на письменности иноземцев. Как считает Вильнёв, между учеными и пришельцам возникает и несколько иное общение - своеобразная ментальная связь. В сознании Луизы всплывают воспоминания, в которых она видит свою дочь. Наблюдая за ней и её восприятием мира, она начинает лучше понимать схемы, которые заложены в язык инопланетян.

Мир фактически оказывается на волоске от новой войны – главы государств отказываются от международных переговоров, готовятся открывать оружие и не хотят ничего слышать – настолько язык каждого далёк друг от друга. Единственно верными словами оказываются те, что идут от самого сердца – главная героиня произнесет их по-китайски, они не будут сопровождаться ни субтитрами, ни синхронным переводом. И самым важным оружием, которое станет ключом к миру во всей Вселенной, станет язык.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте