Проектировать петербургское метро будут люди, аффилированные с бывшим вице-губернатором Соколовым
Широко анонсированные губернатором Бегловым десятки станций метро до 2050 года петербуржцы не оценили – эксперты пожали плечами, жители просто высмеяли такие наполеоновские планы. Все потому, что у города нет четкой стратегии на столь долгоиграющие планы, мало того, нет проектов и даже заделов на проекты на долгосрочную перспективу.
В отличие от московского, петербургский метрополитен из-за особенностей ландшафта преимущественно глубокого заложения, проектирование проводится в несколько этапов, а готовый проект проходит длительную экспертизу (что иногда не исключает ошибок, но это тема для отдельного разговора). Исторически проектированием станций занимался местный НИПИИ «Ленметрогипротранс», однако последние контракты на проектирование, якобы по честному конкурсу были переданы московскому «Метрогипротрансу», причем в свое время этот факт стал причиной длительного судебного разбирательства.
При этом пересмотр документов московским проектным институтом впоследствии существенно увеличил стоимость строительства петербургской подземки. Это несмотря на то, что споры в суде между двумя конторами пришли к некому консенсусу, петербуржцы теперь отвечают за теорию проекта, а москвичи за практику их воплощения в жизнь. Но самое интересно – это то, что оба «гипротранса» принадлежат одним и тем же людям. СМИ связывают оба предприятия с бизнесменом Виталием Южилиным, его же структуры в свое время проектировали Орловский тоннель, который петербургские власти внезапно решили возродить.
Имя самого Южилина тесно связано с бывшим вице-губернатором Санкт-Петербурга Максимом Соколовым. Проекты бизнесмена лоббировались и в те времена, когда Соколов был на посту министра транспорта РФ, а первоначальный проект платного Орловского тоннеля продвигался в середине нулевых годов еще когда Максим Юрьевич был председателем комитета по инвестициям Смольного.
Несмотря на то, что Максим Соколов весной этого года сменил прописку и переехал в Тольятти якобы возрождать отечественный автопром, его заделы продолжают жить в городе на Неве при полном покровительстве действующей власти. К слову, кроме проектирования так называемой «коричневой» ветки и анонсированных несколько лет назад продолжений «фиолетовой» и «зеленой» веток на одну-две станции, других проектов в работе ни у Ленметрогипротранса ни у Метрогипротранса сейчас нет. В последнем из опубликованных интервью заместителя генерального директора по проектированию метрополитенов ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» Владимира Маркова прямо говорится, что кроме «Путиловской» и «Казковской» в Петербурге ничего в ближайшие годы и не появится. Остальные станции пока еще только предстоит разрабатывать, а уж о заделе на 89 станций петербургской подземки и думать сегодня нечего.