В Скорбященском храме впервые за 105 лет прошла Божественная литургия
Священнослужитель преподнес храму икону святого Александра Невского, а настоятель храма иерей Богдан Полевой получил медаль святого апостола Петра. Также митрополит вручил грамоты благотворителям Сергею Калитюку и Михаилу Морозову.
В ответ на это Богдан Полевой выразил благодарность владыке за молитву и подчеркнул, что в прошлый раз архиерейское богослужение в Скорбященском храме было совершено 105 лет назад — в 1917 году.
«Рад и счастлив, что наконец-то дождались этого дня. Работы по воссозданию были достаточно сложными, со своими нюансами. Осталось доделать только роспись внутреннего убранства, все остальные работы окончены. Внешний облик храма, утварь, внутренне убранство, предметы для совершения богослужения – все это есть.
Именно поэтому и стала возможна воскресная служба, которая прошла впервые за 105 лет», — отметил он в ходе беседы с Агентством Бизнес Новостей.
По словам спикера, после проведения работ церковь стала более просторной, светлой, уютной и красивой. Митрополит Варсонофий смог лично оценить благоустройство во время экскурсии, проведенной настоятелем храма. Большую роль в восстановлении храма сыграл Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, который помог решить вопросы финансирования и менеджмента. В самом храме Фонд назвали «по-настоящему надежным партнером как для Русской православной церкви, так и для исторического сообщества Санкт-Петербурга».
История Скорбященского храма является по-настоящему необычной и переплетенной с важнейшими событиями прошлого. Так, в 1888 году на этом месте была построена часовня. Однако после удара молнии в деревянную постройку небольшая церковь сгорела. В результате происшествия уцелеть смогла только икона, в которую впаялись 12 монет, выпавших на нее из чаши для пожертвований.
Новость о пожаре разошлась среди населения империи и дошла до Александра III. Спустя какое-то время император выделил земельный участок для возведения на этой территории нового здания. В итоге храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен в 1894–1898 годах по проекту архитекторов Александра фон Гогена и Александра Иванова. В начале нового столетия недалеко от церкви возвели часовню.
Первое время советской власти храм продолжал принимать прихожан, при этом в 1933 году здание церкви было разрушено, а в часовне сделали техническое помещение. После распада СССР религиозный объект передали епархии. В 2011 году заговорили о реставрации, а активная фаза благоустройства стартовала только в 2017 году. К этому моменту церковь приобрела статус памятника регионального значения.
Чтобы восстановить храм, за основу брались архивные фотографии и документы. К строительным работам Фонд привлек талантливых мастеров и реставраторов. В частности, воссоздание оригинальной мозаики было выполнено с помощью метода микромозаики из тянутой смальты. Над ней работал знаменитый художник-реставратор из Петербурга Игорь Лаврененко.
По словам Лаврененко, в данный момент реставрировать мозаику довольно сложно, так как изначально необходимо приготовить специальный материал. Первый раз художник использовал такую технологию еще в 1990-е годы в ходе обновления Спаса на крови.
Глава Фонда содействия и восстановления объектов истории и культуры Северной столицы Илья Козлов заявил, что такая техника работы с мозаикой является уникальной. Например, для воссоздания шедевра в Италии приобрели около 200 разных оттенков цветной и золотой смальты. После этого мозаика была возвращена на свое историческое место над входом в церковь.
«Мы, представители фонда, рады, что можем поучаствовать в возрождении этого красивейшего вида декоративно-прикладного искусства», — рассказал Илья Козлов.
На сегодняшний день при поддержке организации получилось завершить и все оставшиеся строительно-монтажные работы, а также закончить внутреннюю отделку всех локаций и колокольни. Специалисты сумели воссоздать даже оригинальные хрустальные кресты, которые были на первоначальном храме в 1896 году.
«Фонд выступал основным партнером в воссоздании храма, финансировал и круировал большую часть работ. Работа фонда оказала нам серьезную поддержку. Отмечу, что Скорбященский храм не первый объект, над которым мы вместе с Фондом трудимся, поэтому у нас уже сложились добрые и дружественные отношения на высоком профессиональном уровне», — заявил Богдан Полевой.
Напомним, у Фонда есть множество других проектов в Санкт-Петербурге. Среди них можно выделить церковь Бориса и Глеба, восстановленная на Синопской набережной. Также был установлен памятный знак в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади. Кроме того, весной этого года Фонд представил реплику макета Смольного монастыря с колокольней в виде, в котором ее задумывал Растрелли.